Празднование Калужской иконы Божией Матери

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, в 5 Кондаке акафиста ко Пресвятей Владычице нашей Богородицы в честь чудотворныя Ея иконы именуемыя «Калужская», говорится: « Боготечная звезда явилася еси нам, Богородице, наша смыслы озаряющая и на путь спасительный наставляющая, врагом же нашим была еси яко молния, устрашающи их и отражающи от нас…». Этот кондак говорит о покровительстве и спасении града Калуги от нашествия Наполеона, говорит о той милости, которую испытали на себе жители града Калуги и все жители страны,  по безпредельной любви к нам Божией Матери. И сегодня прославляя Божию Матерь, мы вспоминаем именно это событие, история которого, я думаю, знакома каждому жителю нашего города, и каждому жителю страны.

Это явление чудотворного образа Божией Матери,  отразившее нападение Наполеона, в истории получило наименование «Отечественная война 1812 года». После окончания войны Святейший Синод благословил в память об освобождении города от французов установить празднование Калужской иконе Божией Матери 12 октября (или 25 октября по новому стилю) с крестным ходом вокруг города.

Но сегодня мне хотелось бы говорить не об истории и чудесах, а о самой виновнице этих благодеяний к роду человеческому, о силе ее покровительства, которая является несравненно выше всех святых угодников Божиих, даже выше всех небесных чинов ангельских. О Той, Которую мы воспеваем как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».

Пресвятая Дева возведена на ступень такой святости именно своей любовью к Богу, и своим смирением. Смирение это основа всякой добродетели, это ее фундамент. Сам Господь дает нам пример этой добродетели своей жизнью, итогом которой является Крестная смерть.   Это глубочайшее и нам непостижимое смирение, по словам Тихона Задонского, «есть  не что иное, как любовь к Небесному Своему Отцу, и любовь к творению своему – человеку!». Человек, который не живет  духовной жизнью, который даже не пытается воплотить принципы христианства на практике не в силах понять, такую любовь, такое смирение, для него это представляется как насильство. А для верующего и по настоящему любящего человека, следование воли Божией становится делом всей жизни, потому что Бог это и есть наш источник жизни. Матерь Божия это наш образец смирения, она во всем следовала словам своего Сына, словам Христа. Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38). Так отвечает Богородица на благовестие Гавриила. Это голос человека, не имеющего своей воли и своей жизни – это выражение радости Той, Которая не знает ничего, кроме счастья принадлежать любимому и любящему Господу. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей (Лк. 1, 46-48). Такая кротость, смирение, следование во всем воли Божией, и есть любовь. Именно поэтому Дева Мария и удостоилась быть Матерью Спасителя всего рода человеческого. Как говорит об этом о. Георгий Флоровский «это тайна Матери и Сына», это не механическое безвольное действие, это союз Бога с человеком в лице Богоматери. «Устами Марии, представительницы человечества, весь род человеческий откликнулся на искупительное решение Божественной любви. Ибо в Себе, в Своей личности, Мария представляла всё человечество»[1].

Хотелось бы также, процитировать  восхитительный отрывок из проповеди митрополита Филарета Московского, сказанный им в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы: “Во дни творения мира, когда Бог изрекал Свое живое и мощное: да будет, — слово Творца производило в мир твари; но в сей беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мариам изрекла Свое кроткое и послушное буди,  едва дерзаю выговорить, что тогда соделалось, — слово твари низводит в мир Творца. И здесь Бог изрекает Свое слово: Зачнешь во чреве и родишь Сына… Сей будет велий… Воцарится в дому Иаковли во веки. Но — что опять дивно и непостижимо — самое Слово Божие медлит действовать, удерживаясь словом Марии: Како будет сие? Потребно было Ее смиренное: буди, чтобы воздействовало Божие величественное: да будет. Что же за сокровенная сила заключается в сих простых словах: Се раба Господня: буди Мне по глаголу Твоему, и производит столь необычайное действие? — Сия чудная сила есть чистейшая и совершенная преданность Марии Богу, волею, мыслию, душою, всем существом, всякой способностью, всяким действием, всякой надеждой и ожиданием»[2].

Дорогие братья и сестры, сегодня, прославляя Божию Матерь, мы также приоткрываем для себя тайну Воплощения и Спасительного подвига Христа. Мы видим, насколько непостижимы для человека пути Его промысла. И что особенно важно сегодня упомянуть – мы видим, насколько велика сила  заступничества перед Богом, велика сила милосердия и любви к роду человеческому  Пресвятой Девы Богородицы. Видим ее материнскую заботу о нас, изобильно изливающуюся на весь род человеческий, свидетельством которой является и сегодняшний праздник. Так будем же дорогие братья и сестры, всегда прибегать к материнскому ее покрову и с верой воспевать: «Радуйся, Спасителя падшему человеку рождшая; радуйся, всемощным заступлением Твоим от меча иноплеменных нас избавляющая; радуйся, Владычице, милость Свою нам и заступление являющая!

 

 

 

[1] протоиерей Георгий Флоровский, Приснодева Богородица. http://pravbeseda.org/library/

[2] митрополит Филарет Московский, Слово в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, 1822 г.

 

 

воспитанник 4-го курса Калужской духовной  семинарии

Гандера Сергей