Преподаватель КДС диакон Димитрий Шатов: “Возрождение Валаамского монастыря в первой половине XVIII века”
На основании ранее неизвестных источников диакон Димитрий Шатов, кандидат богословия, преподаватель Калужской духовной семинарии переосмысливает традиционный подход к истории Валаамского монастыря в начале XVIII века. Приводятся архивные источники, подтверждающие существование иноческой жизни на территории монастыря в рассматриваемый период времени. Особое внимание уделяется деятельности, направленной на возрождение монастыря, монаха Иосифа (Шарова), игумена Ефрема и иеромонаха Иоанникия.
Согласно сложившемуся «канону» Валаамских изданий, после разорения шведами Валаамского монастыря в 1613 г. и до первого строителя в начале XVIII в. история монастыря как будто умирает. Нет никаких сведений о монашеском острове, даже намеков на какую-либо историю. И здесь исследователь начинает задумываться: куда пропал целый век? Неужели у острова в этот период действительно не было своей истории?
На этот вопрос можно было бы ответить утвердительно, если бы не один чрезвычайно интересный источник, хранящийся в архиве Финляндского Валаамского монастыря – рукопись неизвестного летописца Феодора Степановича[1], списанная в 1853 г. неким «М.И.»[2]. В рукописи говорится о нескольких иноках Валаамской обители, которые, «несмотря на ужасы истребления, всегда оставались на острове, чтобы… в тайне молиться вблизи… основателей их братства[3]. Очевидцами этих событий, описанных в «Историческом очерке…», Феодор Степанович называет Тихвинских монахов[4], которые ему поведали об этом с такой ясностью и подробностью, что у летописца не оставалось никаких сомнений в историчности данного факта[5].
Значит, на Валааме в то время жили иноки, отшельники, неизвестные подвижники.
Приведем еще один отрывок из летописного сказания Феодора Степановича. «Иноки Васильевского монастыря[6] все еще называли себя Валаамскими. Не известно, много ли было таких потомков бедных изгнанников Валаамских, но несколько старцев перешли тогда же на Валаам с преданиями, слышанными от вышедших после разорения Валаама отцов и пустынников. Из этих-то преданий мы знаем, что со времени видимого уничтожения обители… в дремучих ее лесах и расселинах неприступных скал постоянно обретались в посте и молитве подвизавшиеся иноки. Поколение таких отшельников встречалось еще при игумене Назарии. В конце прошлого столетия они не имели никакого сообщения с братством монастыря и узнавали о них случайно. Когда не было на острове священнослужения, пустынники в ближайших церквах получали себе пищу живота – тело Христово, а потом сподоблялись этой благодати тайно через старцев обители»[7]. На этом повествование заканчивается, и историк переходит к описанию уже известных событий.
Итак, начало XVIII в. открывается взору исследователя не как время абсолютного запустения обители, хотя большую часть восемнадцатого столетия нельзя отнести к числу наиболее благополучных времен в истории не только Валаама, но и всего русского монашества. В этот период окончательно оформилась определённая антимонашеская тенденция в государственной политике, получившая своё выражение в некоторых указах Петра I, а особенно – в подготовленной при Петре III и осуществленной Екатериной II секулярной реформе, в результате которой перестала существовать значительная часть русских монастырей. Кроме того (и это, на наш взгляд, гораздо важнее всех внешних обстоятельств) многие обители пребывали далеко не в идеальном состоянии, в своего рода духовном кризисе, причиной которого послужило забвение принципов монашеского делания и идеалов древнего подвижничества.
Но духовная жизнь на Валааме не совсем вписывается в такое определение. Как правильно заметил один историк, «Валаам, ставший в XVIII-XIX веках одним из центров подвижничества, представляет собой редкое исключение»[8].
Итак, возрождение Валаамского монастыря как комплекса построек, начавшееся в начале XVIII в., историки связывают с именем Петра I[9], одержавшего победу над шведами и освободившего Северо-Западное Приладожье[10].
С 1716 г. Валаамский монастырь находился в юрисдикции настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря[11]. Архимандрит Иринарх[12] в 1718 г. начал активное строительство Валаама[13]. В 1717 г. преосвященный Аарон[14], епископ Карельский и Ладожский, начинает строительство первого храма на острове. Для постройки храма на Валаам назначается первый строитель[15]. С 1717 г. мы можем говорить о начале возрождения Валаамской обители, связанное с периодом так называемых Валаамских строителей[16].
Монах Иосиф (Шаров)
Согласно финским архивным источникам, «первым строителем был инок Александр (Рябининский)»[17]. Его усилиями в 1719 г. была построена первая церковь «с пределами»[18]. Но в этом же году, «смущаясь неустройством монастыря, он попросил себе смены…»[19]. Архивные материалы упоминают о двух монахах, помогавших строителю Александру в монастырских делах. Известны только их имена: Киприан и Авраам[20].
Преемниками инока Александра были иеромонах Савва[21], которого сменил в 1721 г. иеромонах Тихон (кроме года правления – 1721-го мы о нем ничего не знаем)[22]. Только с 1724-го года можно говорить уже о кратких биографических отрывках еще одного строителя Валаама – монаха Иосифа (Шарова). Один из архивных источников Финляндского Валаамского монастыря сообщает нам такие сведения: «Происходил из купцов[23]. В мире назывался Исидор Шаров, 13 марта 1719 г. пострижен в монашество в Валаамском монастыре, вероятно, о. Иринархом, архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря и 12 февраля 1724 г. произведен в строителя Валаамского монастыря; где и когда скончался – неизвестно»[24]. В АФВМ есть упоминание о грамоте, которую монах Иосиф «1729 апреля 17 дня… представил в Государственную вотчинную Коллегию… и с сей грамоты пошлины в Его Императорского Высочества казну»[25]. Следовательно, в 1729 г. монах Иосиф был еще строителем обители, при этом монастырь был способен платить пошлины в государственную казну. Но на этом история с монахом Иосифом не заканчивается. Финский архив предоставляет нам более обширные сведения относительно времени правления монаха Иосифа[26].
Помимо этих источников, имеются еще некоторые отрывочные сведения[27]. Так, например, сохранилось воспоминание самого о. Иосифа о несчастном случае, который произошел с ним в октябре 1723 г. на Ладожском озере[28].
Подводя итог деятельности монаха Иосифа, обратим внимание в первую очередь на численность насельников Валаамского монастыря. Монах Филарет в 1733 г. в канцелярию архиепископа Великоновгородского и Великолукского Феофана предоставил следующие сведения: «В Валаамском монастыре имеется братии: иеромонахов два, монахов со строителем 20 человек, а иеродиаконов не имеется»[29].
При строителе Иосифе указом Святейшего Синода от 16 июля 1736 г. Валаамский монастырь выходит из юрисдикции Кирилло-Белозерского монастыря и в составе Санкт-Петербургской епархии переходит в непосредственное подчинение Новгородского митрополита[30]. Это было связано с процветанием монастыря, который жил вполне самостоятельно.
Преемником строителя Иосифа стал в 1745 г. иеромонах Феофилакт. Деятельность его отмечена в истории уже упоминаемого Федора Степановича. «Настоятель сам постоянно участвовал в общественных работах, но усердие часто останавливали недостатки необходимых орудий…»[31].
Игумен Ефрем
После монахов Иосифа и Феофилакта в летописях монастыря значится строителем Ефрем[32]. Он стал продолжателем дела монаха Иосифа[33]. В 1757 г. «настоятель Ефрем за благоразумные распоряжения… возведен в сан игумена»[34]. Именно с этого времени в обители начался период игуменского правления[35].
Остановимся более подробно на личности игумена Ефрема[36].
Родился в 1712 г. Происходил он «из духовного звания. Начало иноческой жизни полагал в одном из городских монастырей, где пострижен в монашество в 1746 г. Чрез два года монах Ефрем был посвящен в иеродиакона и иеромонаха»[37]. С 1750 г. иеромонах Ефрем становится строителем на Валааме. При нем в 1756 г. был построен первый соборный храм[38]. Как отмечает летописец, «ему много обязан Валаамский монастырь своим первоначальным строительством»[39].
Когда Ефрем по собственному прошению в 1767 г. был перемещен сначала в Соловецкий монастырь, а затем в число братства Александро-Свирского монастыря, митрополит Гавриил в 1771 г. ходатайствовал перед Синодом о возвращении его на должность строителя Валаамского монастыря. На этом послушании игумен Ефрем «скончался в С. Петербурге в марте 1782 г.»[40].
Преемником игумена Ефрема в строительстве обители был иеромонах Иоанникий[41]. Обителью он управлял меньше года.
Во второй половине XVIII в. жизнь на Валааме изменяется коренным образом благодаря самоотверженным трудам игумена Назария (Кондратьева).
Еще одно довольно важное дополнение, которое не встречается ни в одном издании Валаамского монастыря. Это рукопись неизвестного автора, датируемая концом XVIII века. В ней содержится повествование о некоем старце Иннокентии. Монастырь был неустроен и более того, «к усугублению неустройства на острове стали селиться миряне, и даже иноверцы. Они захватили выгодные земли, ввели звериный промысел, присваивали себе рыбные ловли… Иноки, будучи угнетаемы этими самовольными пришельцами, не могли вместить… их соседства и оставляли обитель…»[42]. А «некоторые новожилы замышляли и совсем уничтожить иночество на Валааме… но несколько тружеников, несмотря на тяготу и нужду, продолжали служить Господу… В числе таких был старец Иннокентий – предызбранное орудие Божие к воссозданию нового иночества на Валааме. Добродетели его и его способности к хозяйственной части скоро сделались известными Александро-Невской Лавре, и тамошнее начальство вызвало Иннокентия в Петербург на должность ключника Лавры»[43]. Именно «через него… митрополит Гавриил…[44] узнал причины нестроения на Валааме»[45].
Такие факты мы имеем о Валаамском монастыре начала и середине XVIII в.
Ссылки:
[1] К сожалению, мы не знаем, когда точно жил Феодор Степановч. Известно только, что писал он свой труд не раньше начала XVIII в., потому что фраза «в конце прошлого столетия», относящаяся к XVII в. свидетельствует о вполне определенных временных рамках. См.: АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 12. Исторический очерк Валаамской обители, 1853. Л. 27.
[2] Есть все основания предполагать, что переписчиком был библиотекарь Валаамского монастыря середины XIX века – монах Иларий.
[3] АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 12. Исторический очерк Валаамской обители, 1853. Л. 26. Феодор Степанович отмечает, что после 1613 г. постройки в монастыре все же остались. Согласно описи, «составленной Кексгольмским капитаном Доматировым, показано, что на острове Валаам одна часовня, три крестьянских двора… Об этих самых селениях говорит преосвященный Афанасий, епископ Холмогорский, сопутствовавший Петру Великому в город Архангельск в 1694 г.». Там же. Л. 26об-27.
[4] Тихвинский монастырь Санкт-Петербургской епархии. Основан в конце XIV в. на месте явления Тихвинской иконы Богоматери, в г. Тихвине. Подробнее см.: Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородицкого большого мужского монастыря. СПб., 1859.
[5] «Как тихвинские монахи могли знать с такой подробностью о происшествиях на Валааме, если не от очевидцев, а очевидцами были не иные, как эти же (тамошние) иноки». АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 12. Исторический очерк Валаамской обители, 1853. Л. 26.
[6] Васильевский Ладожский монастырь, куда переселились валаамские иноки после разорения Валаама шведами, был расположен близ города Старой Ладоги по правую сторону Волхова. Упразднен в 1764 г. См.: Амвросий (Орнатский), иером. История Российской Иерархии. Ч. 3. М., 1811. С. 400.
[7] АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 12. Исторический очерк Валаамской обители, 1853. Л. 27-27об.
[8] Светозарский А. К. Предисловие // Вениамин (Федченков), митр. На Северный Афон. М., 2003.
[9] При написании истории Валаамского монастыря авторы ссылались на некий указ, подписанный Петром I в 1715 или 1717 г., согласно которому император дал распоряжение и средства на восстановление обители. По этому поводу есть замечание А. Ю. Чистякова, кандидата исторических наук СПбГУ. Он говорит, что указ этот не был найден и, скорее всего, вообще не существовал. Истории известен только указ князя А. Д. Меньшикова от января 1716 г. О содержании этого указа см.: Чистяков Ю. А. Исторические предания о Валааме в контексте культурной традиции Северо-Запада России // Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура. СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. 2004. С. 87.
[10] Период так называемой «Северной войны», начавшейся в сентябре 1700г. и закончившейся подписанием Ништадтского мира в 1721 г., блестяще изложен в первом томе труда Бородкина «История Финляндии». Согласно условиям мира со Швецией, Российское Государство отвоевало не только захваченные ранее Шведами земли, но и расширило свои границы «… от Северного берега Синуса Финляндского у Верелакса.., до дороги, которая от Выборга в Лапстранд есть…» Бородкин М. История Финляндии. Т. 1. СПб., 1910. С. 260.
[11] Сохранилось распоряжение преосвященного Аарона, епископа Карельского и Ладожского наместнику Кириллова монастыря – «принять в свое ведомство Валаамский монастырь». См.: Описание Валаамского монастыря и его подвижников. СПб., 1864. С. 58. Также см.: АФВМ. Иларий, монах. Историческое описание Валаамского монастыря. 1839. Л. 15об. А ранее указом князя А. Д. Меньшикова «остров Валаамский со обретающимися на нем крестьяны и с пашней, и лесы.., со всеми угоди отдать в Кириллов Белозерские монастырь в вотчину». Чистяков Ю. А. Исторические предания о Валааме в контексте культурной традиции Северо-Запада России // Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура. СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. 2004. С. 87.
[12] Избран из братии Кирилло-Белозерского монастыря указом Святейшего Синода от 6 декабря 1705 г. и посвящен в архимандрита. Скончался в 1732 г. в этом же монастыре, где и похоронен. См.: Амвросий (Орнатский), иером. История Российской Иерархии. Ч. 4. М., 1812. С. 489-495, 500.
[13] Подробности о распоряжениях и действиях архимандрита Иринарха см.: Анохина Т. Кирилло-Белозерский монастырь – возобновитель Валаамской обители // К свету. № 15. С. 48-61; Чистович И. Я. История Православной Церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1856. С. 38, 40.
[14] Аарон (Еропкин). В 1714 г. хиротонисан во епископа Карельского и Ладожского, викария Новгородской епархии, из Юрьевского монастыря. «Отошел на безмолвие в Николаевскую пустынь в 1723 г.». В 1729 г. скончался. См.: Амвросий (Орнатский), иером. История Российской Иерархии. Ч.1. М., 1807. С. 86. Более подробно о жизни епископа Аарона см.: Успенский В. П., свящ. Краткий очерк жизни преосвященного Аарона Еропкина, епископа Карельского и Ладожского. Тверь, 1890.
[15] Последним настоятелем и строителем обители после разорения Шведами монастыря был «старец Сильвестр». АФВМ говорит нам о том, что в 1616г. старец валаамский Сильвестр скончался. См.: АФВМ. Сахаров И. П. История Валаамского монастыря. Л. 24-24об.
[16] Первые строители Валама выходили из стен Кирилло-Белозерского монастыря. См.: Успенский Н. О больших строителях Кирилло-Белозерского монастыря. – Б. м., б. г. – 58 с.
[17] АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 36. Валаамский монастырь и его достопримечательности. Л. 11; Кадыкин П. Ф. Летописные известия и документы Новгородского Деревяницкого Воскресенского монастыря (1335-1839). Белоостров, 1911. С. 149.
[18] АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 36. Валаамский монастырь и его достопримечательности. Л. 11.
[19] Описание Валаамского монастыря и его подвижников. СПб., 1864. С. 60. Такую причину ухода из монастыря Рябининского предлагает нам Елагин. Но это сказано достаточно мягко. Сохранился рапорт Александра наместнику Кирилло-Белозерского монастыря, в котором инок Александр жалуется не только на нежелание подчиненных работать, но и на частые избиения его со стороны недовольных рабочих. См.: АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 30. Рапорт строителя Валаамского монастыря о. Александра архимандриту Кирилло-Белозерского монастыря Иринарху.
[20] АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 30. Рапорт строителя Валаамского монастыря о. Александра архимандриту Кирилло-Белозерского монастыря Иринарху. При этом в 1717 г. согласно прошению архимандриту Иринарху инока Александра об оказании материальной и хозяйственной помощи, наместник Кирилло-Белозерского монастыря выслал «11 пар рукавиц, 11 пар лаптей… вышеписанным работающим людям…» Следовательно, в то время на Валааме трудилось не меньше 11-ти человек. См.: АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 29. Благословение настоятеля Белозерского монастыря Иринарха строителю монаху Александру (Рябининскому) с братиею. Эти сведения подтверждаются и историческим очерком Валаамской обители, составленным Федором Степановичем, в котором автор вообще говорит, что 17 мая 1717 г. «Архимандрит Иринарх прислал на Валаам с монахом Илиадором из своего монастыря 11 человек работников…» См.: АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 12. Исторический очерк Валаамской обители, 1853. Л. 27об.
[21] Управлял монастырем в 1720 г. См.: АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 12. Исторический очерк Валаамской обители, 1853. Л. 28.
[22] См.: АФВМ. Иларий, монах. Историческое описание Валаамского монастыря. 1839. Л. 15об.
[23] «Из Ладожских купцов Шаровых». АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 12. Исторический очерк Валаамской обители, 1853. Л. 28.
[24] АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 14. Памятная книга о скончавшихся братьях Валаамского монастыря и о лицах, погребенных на Валаамском монастырском кладбище с 1801 по 1868гг. Ч. 1. Л. 4. Самое раннее упоминание о смерти монаха Иосифа содержится в указе иеромонаха Афанасия от 11-го июня 1770 г. «Сего же года упоминается Иосиф Шаров умершим». АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 22. Извлечение из дел монастырских архивов, имеющихся с 1750 г.
[25] АФВМ. Иларий, монах. Историческое описание Валаамского монастыря. 1839. Л. 10.
[26] В архиве найден рапорт на имя императрицы Анны Иоанновны с просьбой «вернуть ранее принадлежавшие Валаамскому монастырю земли и пахотные территории, находившиеся в собственности у разных лиц». Этот рапорт подписан монахом Иосифом 9-го июля 1732 г., а резолюция на имя того же строителя с положительным решением пришла в конце следующего года. Отсюда следует вывод, что строитель Иосиф точно возглавлял монастырь в 1733 г. См.: АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 13. Рапорт Ее Высочеству… от строителя Валаамского монастыря монаха Иосифа; АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 17. Копии основных жалованных грамот и указов. О нем упоминается в указе архимандрита Вавилы, наместника Кирилло-Белозерского монастыря, от 8-го августа 1735 г., который требовал отчет о хозяйственной деятельности Валаамского монастыря. Указ адресован строителю монаху Иосифу (Шарову). См.: АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 19. Дело с историческими материалами, полученными из архива Святейшего Синода № 59. Показание строителя Иосифа. Л. 72-83. В 1740 и 1741 г., согласно некоторым официальным документам он все еще строитель Валаамской обители. См.: АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 19. Дело с историческими материалами, полученными из архива Святейшего Синода № 59. Донесение из Новгородского архиерейского дома Святейшему Правительствующему Синоду. Л. 184-191; Материалы по истории Валаамского монастыря № 13. Разнородные сведения о прошлом обители Валаамской. Л.26. Говорится, что строитель Иосиф подписал книгу, глаголемую «пращица Васильевского монастыря» 23 июня 1741 г.
[27] Издание Валаамского монастыря 2005 г. упоминает дату рождения монаха Иосифа – 8 мая 1688 г. без ссылки на архивный источник. См.: Валаамский монастырь и его подвижники. СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2005. С. 56.
[28] См.: АФВМ. Дамаскин, иг. Несчастное приключение Валаамского монастыря строителя Иосифа Шарова, сказыванное им самим племяннику его по Ингерманландии коронному питейных сборов поверенному К.В.К. и Новоладожского собора иерею Георгию в бытность их в оном монастыре в 1769 г. // Сказание о преподобном отце нашем Адриане Андрусовском игумена Иннокентия. 1847.
[29] АФВМ. Дело с историческими материалами, полученными из архива Святейшего Синода № 59. Показания монаха Филарета. Л. 32.
[30] См.: АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 19. Дело с историческими материалами, полученными из архива Святейшего Синода № 59. Выписка из протокола Святейшего Синода 16 июля 1736 г. об отрешении Валаамского монастыря от Кирилло-Белозерского. Л. 134-137.
[31] АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 12. Исторический очерк Валаамской обители, 1853. Л. 29. Это все сведения, которыми мы располагаем о личности иеромонаха Феофилакта к настоящему времени.
[32] Сохранился в письменном виде его характер и внешний вид. «Старцы, помнившие о. Ефрема, хвалили его деятельность, благочестие, твердость характера, приветливое… обращение. Он был не слишком еще стар, росту среднего, лицем благообразен, бороду имел окладистую с проседью, нос умеренный с горбом, голос громкий, басистый». АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 12. Исторический очерк Валаамской обители, 1853. Л. 30об. Начало его правления ознаменовалось печальными событиями в истории Валаамского монастыря. В 1754 г. «3-го апреля…, в день святой Пасхи, после богослужения, сделался пожар. Сгорели почти все постройки…» АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 36. Валаамский монастырь и его достопримечательности. Л. 11об.
[33] При его правлении на Валааме проживало к 1762 г. «всех братий с игуменом… 18 человек», при этом младший из них находился в возрасте 55 лет. АФВМ. Реестр Валаамского монастыря всем братиям, 14 января 1762 г.
[34] АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 12. Исторический очерк Валаамской обители, 1853. Л. 30об; АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 14. Памятная книга о скончавшихся братьях Валаамского монастыря и о лицах, погребенных на Валаамском монастырском кладбище с 1801 по 1868гг. Ч. 1. Л. 4.
[35] Император Александр I, прибывший на Валаам в 1819 г., предложил здесь учредить архимандрию, «но старцы, по любви к иноческой простоте, просили его навсегда оставить игуменство». АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 36. Валаамский монастырь и его достопримечательности. Л. 12; Государь Император Александр I на Валааме в августе 1819 г. СПб., 1858. С. 18.
[36] Игумен Ефрем был наместником с 1750 по 18 сентября 1767гг.; и с 20 мая 1771 по 19 октября 1781гг. Между двумя этими периодами обителью управляли иеромонах Афанасий (с 3 октября 1767-го по 16 марта 1771гг.) и иеромонах Иоиль (с 29 апреля 1771 по 6 мая этого же года). См.: АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 22. Извлечение из дел монастырских архивов, имеющихся с 1750 г.
[37] АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 14. Памятная книга о скончавшихся братьях Валаамского монастыря и о лицах, погребенных на Валаамском монастырском кладбище с 1801 по 1868гг. Ч.1. Л.4. Издание Валаамского монастыря 2005г. указывает дату пострига – 1746 г. См.: Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., 2005. С. 54.
[38] Собор, построенный при игумене Ефреме, имел пять престолов. Основной – Преображения Господня и четыре малых придела – апостолов Петра и Павла, евангелиста Иоанна, апостола Андрея Первозванного и праведных Захария и Елизаветы. Собор был двухъярусный под двухскатной крышей с пятью главами и четырехъярусной колокольней. См.: Остров Валаам и тамошний монастырь. СПб., 1852. С. 43. Кудрявцев И. Первый каменный храм на Валааме. Финляндия. Новый Валаам, 1981.
[39] АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 14. Памятная книга о скончавшихся братьях Валаамского монастыря и о лицах, погребенных на Валаамском монастырском кладбище с 1801 по 1868гг. Ч. 1. Л. 4. «До учреждения духовных штатов в 1764 г. монастырь сей принадлежал к Новгородской епархии, и было за ним 105 душ крестьян… По штатам же приписан к Санкт-Петербургской епархии и оставлен на своем содержании…» Амвросий (Орнатский), иером. История Российской Иерархии. Ч. 3. М., 1811. С. 488.
[40] См.: АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 14. Памятная книга о скончавшихся братьях Валаамского монастыря и о лицах, погребенных на Валаамском монастырском кладбище с 1801 по 1868гг. Ч. 1. Л. 4. Место погребения игумена Ефрема остается неизвестным. Предположительно, на одном из кладбищ Петербурга. Там же. Л. 4.
[41] Иеромонах Иоанникий по распоряжению Св. Синода прибыл на Валаам 21-го октября 1781 г. из Московского ставропигиального Симонова монастыря и 7-го марта 1782 г. освобожден от управления Валаамским монастырем. См.: АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 22. Извлечение из дел монастырских архивов, имеющихся с 1750 г.
[42] АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 12. Исторический очерк Валаамской обители, 1853. Л. 31об.
[43] АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 12. Исторический очерк Валаамской обители, 1853. Л. 31об.
[44] «Иерарх Божий возмечтал восстановить существование обители отшельничества в Русской земле. Начинается новый период иноческой жизни на Валааме». АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 12. Исторический очерк Валаамской обители, 1853. Л. 32об.
[45] АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 12. Исторический очерк Валаамской обители, 1853. Л. 31об.
Статья опубликована в Богословско-историческом сборнике Калужской духовной семинарии №6