Преподаватель КДС Миронова М.Н.: “Анализ феномена «новая культура» в контексте христианской психологии”

В своей статье Марина Николаевна Миронова, кандидат психологических наук, преподаватель Калужской духовной семинарии рассматривает феномен «нового» изобразительного искусства как аспекта «новой культуры» в контексте христианской психологии, в которой возможно обращение не только к классической психологии, но и к религиозным христианским источникам.

К «новому» изобразительному искусству относят такие жанры, как: абстрактная живопись, инсталляция, перформанс, акционизм. Анализируя каждый из жанров, автор находит в произведениях искусства критерии принадлежности к регрессионным формам восприятия, мышления и деятельности. В результате автор делает обобщение: «новое» изобразительное искусство, наряду с другими «новыми» формами культуры относится к культуре Нью-эйдж, имеющей антихристианскую идеологию.

 

 

«Испытывайте, что благоугодно Богу, и не   участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5,10). 

Чтобы представить себе, что такое «новая культура» и «новое» изобразительное искусство как ее аспект, можно напомнить о выставках Марата Гельмана и Олега Кулика, кривых ракетах из дощечек рядом с ракетой  «Восток» (ракета-дублер к полету Юрия Гагарина) в Калуге. Но что же такое «новая культура» с позиций психологии, причем психологии самой современной, постнеклассической, в русле которой и возникла христианская психология?

Заглянем на выставку молодой и успешной в Калуге художницы М., которая работает в жанре «ассамбляж». Здесь и портреты, выполненные как будто не вполне умелой отроческой рукой. И доска с разбитой тарелкой. И полотна, на котором нанесены точки или мазки различными красками вне какого-либо сюжета. И аппликации из бумаги. И странные конструкции с надписями: «покрути сбоку» или «понюхай». И чучело в шляпе. Да и сама М. разгуливает среди экспонатов в маскарадном костюме. Здесь же выступает юношеский ансамбль. Это шоу: шумно, сумбурно, весело. Пишет она быстро – по 22 картины в месяц и за два года успела организовать ряд выставок, принять участие в разных конкурсах, а также  стать членом Союза художников России. Она признана, вернее – «раскручена». А вот отзывы посетителей: «Странное искусство, мягко говоря. Походит на выставку работ выпускников подготовительной группы». Или: «Вывешенные в ряд на стенах картины кажутся вполне адекватными, а некоторые больше походят на детские рисунки и бессмысленные аппликации». На этом примере начнем психологический анализ явления «новой» культуры,  пришли к одному важному и бесспорному выводу: то, что мы видим, связано с возрастом детства. А так как эти «произведения» не создавались специально для детей, их автор не позиционирует себя как детский художник, то можно думать о феномене регрессии развития.

Регрессия может иметь три основных формы. Первая — инфантилизм или онтогенетическая регрессия, возврат в индивидуальное прошлое. Если кто-нибудь хочет сказать, что это же замечательно, даже в Библии сказано: «…если не будете как дети…» (Мф. 8; 3.). Но напомним, что у этой фразы есть пояснение: «… Не будьте дети умом. На злое  будьте младенцы, а по уму  будьте совершеннолетними»  (1Кор.14; 20).

Вторая форма — примитивизация — переход на более примитивный уровень социального взаимодействия (человек ведет себя «без тормозов»,  как бы не «ведая» о нормах морали).

Третья форма — филогенетическая регрессия — возврат к формам поведения, которые были свойственны животным.

В случае регрессии работают «ранние» механизмы психики:

воображения преобладает над мышлением, наблюдается легкая степень измененного состояния сознания,  проявляются неразвитость самосознания и рефлексии, эгоцентризм, имитативность, внушаемость, склонность к со-зависимости, снижен уровень нравственной регуляции, в частности, процесса торможения. Длительная или массивная регрессия приводит к снижению ценностей и смыслов, искажению личности. Регрессия по представлениям, существующим ныне в христианской психологии, нарушает духовное развитие [6], [4].

Если «ранние» механизмы психики  находятся в подчинении у более «высоких», зрелых механизмов, «вплетены» в более поздние образования, работают в их составе «как рабы рабов», то они проявляют себя как инструменты какой-либо профессиональной деятельности, творчества, риск регрессии отсутствует. Если «ранние» механизмы получают «свободу», «выплетаются», «выпадают» из общей психологической структуры, то это приводит к регрессии. Этому способствуют тренировки, упражнения, психотехники, другие факторы, снижающие уровень сознания и работающие с «ранними» механизмами.

Познакомимся с абстрактной живописью с этой точки зрения. Абстрактная живопись – это отказ от реальности, стихийность, бессознательность в творчестве. Если посмотреть на абстрактные полотна, то мы, действительно, не увидим в них никакого смысла. Это могут быть просто мазки разного цвета, расположенные на холсте хаотично.  В голове зрителя создается т.н. «первичный» образ. А далее в сознании зрителя обычно всплывает какой-либо вторичный образ (представление), который создается по ассоциации. Каждый может найти свой смысл, свое содержание, свои образы. Обычно считается, что это весьма позитивно, так как развивает индивидуальность.

Для ребенка раннего возраста такие упражнения, действительно,  полезны: они развивают воображение и подготавливают к развитию мысли. Авторитетный психолог Л.М. Веккер [2, с. 285]  пишет, что образ – это «атом» мысли, но не ее «молекула»! Для ребенка воображение – благо и прогресс, но для взрослого – обременение.  Все хорошо в свое время. Сравните: «О том позаботьтесь, чтобы было  меньше образов в душе, а больше мыслей и чувств. Образы суть дело воображения – низшей чернорабочей силы,  и всегда раздражают мечтательность. Последняя не укротится, пока  воображение в силе и роит образы» (свт. Феофан Затворник).

То же самое можно сказать и о воображении с его образами в контексте творчества: оно невозможно без воображения, но это «ранний» (детский, низший в иерархии сознания) познавательный процесс. В творческом процессе все «ранее», низшее должно работать в подчинении у высшего, ради высшего: воображение должно быть «вплетено» в более поздние образования и трудится «как чернорабочая сила». Но в «новой» живописи первичные образы самостоятельны, что демонстрирует движение, обратное развитию, т.е. распад мышления и творчества. Здесь можно встретить не только отсутствие смысла, пустоту, но огромное количество смыслов грязных, искаженных, болезненных.

Перейдем еще к одному новому жанру – инсталляции. Термин инсталляция произошел от английского глагола “to install” (устанавливать). Она создается из самых различных элементов – предметов, промышленных изделий, природных материалов, текстовой или визуальной информации.

Ключом к пониманию того, какие психологические механизмы работают при создании инсталляций, для нас послужил экспонат выставки: башмак, вставленный в корпус старого телевизора. Это «произведение искусства» являло собой макет, воспроизводящий психологический механизм дипластий. Это еще один психологический механизм воображения. Б.Ф. Поршнев [5] описал развитие предмышления как последовательное формирование дипластий, затем их соединений  трипластий и тетрапластий. Дипластия – это комбинация из двух предметов, образов или идей, взятых из разных контекстов,  ранее казавшихся несовместимыми. Это механизм создания нелепостей, или абсурда; в норме он формируется у детей 6-7 летнего возраста. Для ребенка необходима стадия формирования «нелепиц», чтобы он  развивался, полезно читать с ним «Путаницу» К.И. Чуковского. Но вновь повторим – в более поздних образованиях дипластии не имеют самостоятельности, в норме они встроены в более совершенные психические формы, работают в них как «чернорабочая сила». В «новом» искусстве дипластии делаются главными, доминирующими над мышлением. Сравните теперь некоторые экспонаты с выставки инсталляций, где выставляются куски металла, соединенные с материей, элементы старой мебели, нагроможденные в кучу, да многое еще что соединенное, сваленное вместе. Или 62 рояля, «которые могут ездить, а не играть» (эпизод закрытия  олимпиады в Сочи, когда вокруг рояля, на котором играл Денис Мацуев, статисты возили, создавая хаос, еще 62 рояля) – все это примеры дипластий, трипластий и тетрапластий, захвативших власть в новом искусстве. «Новое» искусство идет обратным путем тому, что описал Поршнев как путь развития мышления: оно демонстрирует его распад.

Обратимся еще к одному важнейшему образу, который так же в онтогенетическом развитии формируется как первичный образ, но затем, вплетаясь в структуру смысловой сферы личности, становится важнейшим критерием ее развития. Речь идет об образе другого человека в нашем сознании.  Сравните, как изображали женщину на портретах  17 – 19 веков и как ее изображают сейчас художники-авангардисты: именно так женское лицо мог бы изобразить ребенок 4-5 лет, да еще и раскрасить его, например, в сине-зеленый цвет. Но рисовал не ребенок, а «мастер».

Если же мы сопоставим женские портреты такого известного художника, как Пабло Пикассо, написанные им в первой половине творчества и во второй, причем постараемся отобрать для анализа такие, которые имеют не только один и тот же сюжет, но и одну и ту же композицию, вплоть до одинакового наклона головы, одинаковой мебели (возможно – той же самой), то окажется, что здесь эффект искажения, деградации  образа другого выражен еще более ярко. Но через образ другого человека обнаруживает себя личностный смысл – он обозначает  роль одного человека в жизни другого. Личностный смысл всегда субъективно трансформируется и усложняется по мере личностного развития. И от этой субъективной трансформации зависит то, как человек сможет относиться к другому.

Современный  мыслитель, философ А. Кёстлер [7, с. 3] в книге «Творческий акт» описал механизм творчества. Он назвал его «бисоциации»; фактически, это то же самое, что и дипластии у Поршнева. В результате появились многочисленные курсы креативности. В ДНК предполагается широкое обучение молодежи на подобных курсах. Технология примерно такова: тренинги, «снимающие рамки», «тормоза» (в том числе и «рамки морали»); тренинги активного воображения и абсурда. Обучение приведет к возрастной регрессии и снижению уровня сознания. Наиболее важным моментом в подобном изменении является раскрепощение, «снятие рамок», запретов.

Для этого служат специальные формы «нового» искусства – перфо́рманс (англ. performance – исполнение, представление, выступление) – форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. Его сердцевина – эпатаж, провокационность.

За заперты в сознании ответственна доминанта торможения. Торможение является активным физиологическим процессом, причем гораздо более энергозатратным, чем возбуждение. Именно с ним связана нравственная регуляция деятельности. Срыв торможения приводит к  приливу энергии, всплеску эмоций. Поэтому человек стремиться пережить это состояние вновь и вновь. Тем более что повышенный тонус так ценится в наше время. В результате временный срыв торможения постепенно оборачивается деградацией тормозной доминанты, а вместе с ней, и нравственности. Кстати, бисоциации обнаружены и у обезьян. С этой точки зрения инсталляция – не только результат возрастной регрессии, но и филогенетической.

Психологический портрет «креатора»: активировано воображение, которое вышло из подчинения мышлению, гиперактивность, экспрессия, много идей, снижена нравственная регуляция, солипсизм, возросшее тщеславие – все это симптомы состояния гипомании. При этом психологический возраст взрослого по паспорту  человека – 6-7 лет, т.е. это субъект, который многое может сделать, но не может нести ответственность за свои действия. С течением времени он становится все более и более. Гипомания очень легко, под воздействием незначительных факторов может перерасти в манию со скачками идей, перевозбуждением и полным отсутствием нравственной регуляции. Но в этом состоянии человек нуждается в психиатрической помощи.

Есть еще одна «новая» форма искусства – акционизм. Акция – это действие, направленное на достижение какой-либо цели. Достаточно вспомнить акции «Пусси – Райт», «Фемин» и «художника» (вообще-то его постоянный жанр – инсталляция), пригвоздившем свои гениталии к брусчатке Красной площади.

Можно ли вообще относить то, что создано «креаторами» к культуре истинной? В настоящее время в науке не существует единого понимания того, что есть культура, существует более 170 ее определений. В связи с этим ее оценка, якобы,  возможна только в контексте определенной концепции, которых так же великое множество. Часто приходится слышать возражения по поводу того, можно ли вообще делать разделение культуры на истинную и неистинную, псевдокультуру, (антикультуру), ведь любая культура создана человеком. Но есть и такие определения: культура – только тот результат труда человека, который противостоит энтропии, распаду, который со-работает Богу. Псевдокультура, в противоположность истинной культуре, увеличивает уровень тления и распада, делает человека богоборцем.

В психологии смысла культуру называют полем коллективных смыслов. Связь культуры и смысла очевидна для многих авторов, начиная с М.М. Бахтина [1]. Этот автор рассматривает культуру как опосредствованное и деперсонализированное общение и как хранилище ценностей и смыслов жизни. Культура производит и транслирует смыслы в сознание людей. Таким образом, «креаторы» производят, а «новая» культура транслирует молодежи регрессионные, искаженные, деструктивные смыслы.

В Калуге уже осуществляется проект ДНК-центров (Домов новой культуры), на него выделяются специальные, очень большие  средства (1 млрд. государственных рублей). По официальной декларации Министерства культуры он нацелен «…на распространение знаний и передовых технологий» в сфере культуры и организации жизни молодых жителей городов России.

Один из организаторов, говоря об архитектуре ДНК,  на этот вопрос ответил: «С внешнего вида этих зданий должна начинаться новая цивилизация». То есть скрытая цель ДНК – создание новой цивилизации. В ДНК будут «вылупляться» создатели новых смыслов новой цивилизации и никак не меньше! Но цивилизация наша христианская, значит цель ДНК – замена христианской цивилизации некоей иной. Идея именно такой смены цивилизаций и принадлежит идеологии Нью-эйдж.

Основные критерии, по которым можно узнать отдельных людей, группу, образовательный культ или секту, приверженных «Нью-эйдж» [3, с.701-707]:

– Оккультное мировоззрение;

– Пропаганда широкого использования факторов, изменяющих состояние сознания;

– Объявление о пришествии Новой Эры, когда на Земле в результате эволюции человека возникнет новая раса людей – т.н. шестая, оккультная раса, «новый вид человека», «новая» цивилизация.

– Ярко выраженная антихристианская идеология.

– Обоснование духовности нового типа – Нью-эйджерской духовности, где духовными водителями являются духи-гиды, НЛО-нафты и демоны (так их и называет один из идеологов Нью-эйдж С. Грофф).

– Обоснование безнравственности, «перевертывание» представлений о добре и зле, о нормах морали, о прекрасном и безобразном (в этом пункте трудятся представители «нового» искусства вкупе с теми, кто его продвигает на выставках и аукционах; и много уже преуспели).

– Скрытая цель – переделка мира, подчинение мира своей власти, установление «всемирного глобального порядка».

 

Список литературы:

Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. – 423 с.

Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл. 1998. – 685 с.

Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Нижний Новгород: «Христианская библиотека». 2006. – 815 с.

Миронова М.Н. К сближению психологии с христианской антропологией: трактат об умной силе души и доминанте. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. – 363 с.

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М.: Мысль, 1974. – 497 с.

Слободчиков В.И. Христианская психология в системе психологического знания // МПЖ. 2007. № 3, С. 5–19.

Koestler A.: The Act of creation. London: Hutchinson, 1964. – 751 р.

Статья опубликована в Богословско-историческом сборнике Калужской духовной семинарии №6