Приветственное слово митрополита Климента (Капалина) участникам VIII Оптинского форума

Добрый день, дорогие гости Калуги, уважаемые участники VIII Оптинского форума!

Вот уже более 10 веков существует русская культура, держится и преемственность государственности. За эти столетия наше Отечество прошло многоразличные испытания, это братоубийственные междоусобицы между княжествами, вассальная зависимость русских земель от империи чингизидов. Наконец, соперничество двух центров объединения русских земель — Московского государства и Речи Посполитой.

Калужская земля попала в эпицентр противостояния молодого Московского государства и Княжества Литовского (будущей части Речи Посполитой). Пять веков назад на реке Угре решалась судьба нашего народа. Будет ли он втянут в воронку одного из самых больших государственных образований в 16-17 веках на территории Европы, потеряет ли русская культура государство образующую роль в этом котле культур? Или будет иметь самостоятельный путь духовного, культурного и государственного развития, продолжится собирание земель вокруг Москвы.

Мы выдержали экзамен на прочность как на Угре так и во времена польской интервенции. Чужеродный порядок и власть при всей ее дипломатической и политической обоснованности временщиками, были органически отторгнуты носителем русской культуры — народом.

Для многих представляет предмет удивления размеры нашего государства, его богатый этнический и культурный состав. Относительно миролюбивая и успешная экспансия России состоялась только благодаря ценностям нашей культуры, основывающейся на многовековом опыте «вживания» в Евангелие.

Современность ставит перед нами новые задачи, в эпоху глобализации, серьезных миграционных процессов сохранить культурную и государственную идентичность. Только оберегая свое культурно-историческое наследие мы можем сохранить Русский дух (по Пушкину) в набирающем обороты процессе «великого переселения народов».

В 2013 году мы отмечаем еще одно знаменательное событие: 400 лет назад на царство был избран первый представитель династии Романовых — Михаил Федорович.

Монархическая форма правления всегда имела сакральный характер, нося в себе идею ходатайства Царя пред Богом за народ, это ответственность не только за тело, но и за душу народную.

Христианская антропология со всей очевидностью свидетельствует о факте поврежденности природы каждого человека, в том числе и монарха. Поэтому на протяжении 1000 летней истории русской монархии мы не видим идеального общества. Реальный исторический процесс более сложен и запутан. Не смотря на это, хотелось обратить Ваше внимание на предельные стремления Отчизны, родины каждого рода, семьи. 17 –й год для которого был своеобразным венцом, внутренним водоразделом, когда во всей силе исполнились слова апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откр.22:11). Многие тысячи верующих сподобились мученической кончины за Христа, сотни тысяч в гонениях исповедали свою веру.

Общество остро нуждается в исторических примерах конкретных личностей жизнью доказавших свою не безответность перед народом и Богом. Как антипод ответственному правлению в нашем историческом сознании имеется презрительный ярлык – «временщики», сонм Биронов заботящихся только о своекорыстных интересах.

Династия Романовых дала много правителей засвидетельствовавших свою ответственность. Николай Александрович, последний кормчий из Дома Романовых, поревновав подвигу святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба, до конца разделил с судьбой своей Родины свою судьбу и ныне с семьею прославлен Церковью в лике святых.

Желаю участникам форума плодотворной работы по популяризации утраченной культурно-исторического наследия России.