Проклинал ли Бог землю?
Жития священномученика Власия, преподобных Герасима Иорданского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других святых повествуют об их удивительных отношениях с представителями животного мира, когда даже самые опасные хищники не проявляли свойственной им агрессии.
Причина миролюбия диких животных, их доверия святым заключается не только и не столько в доброте подвижников. В этом явлении отражен глубокий богословский смысл.
Изначально перед человеком стояла задача не только самому достичь единства с Творцом, но и привести к этому блаженству все творение. Для этого Бог подчинил его Адаму (Быт. 1, 28). Царственное положение человека по отношению к другим живым существам отражено в библейском эпизоде наречения имен всем животным (Быт. 2, 19). При этом каждое имя выражало сущность того или иного создания. Постижение сущности творения давало Адаму власть над ним. И все представители животного мира признавали своего повелителя в человеке, пока видели в нем образ Божий.
О первозданном состоянии природы бессловесных творений у святых отцов нет единого мнения. Одни считают, что она была создана нетленной и пала вместе с человеком. Другие придерживаются мнения, что смертность и тление были изначально заложены Богом в природу животных в предвидении грехопадения человека. Такие святые, как преподобный Максим Исповедник и святитель Феофан Затворник, допускают оба варианта. Они полагают, что тленность, от сотворения заложенная в природе животных, начала действовать после согрешения Адама.
Падение твари в любом случае происходит из-за человека. Святитель Феофан поясняет, что это обусловлено отсутствием у животных свободной воли. По замыслу Творца им не было уготовано ни болезней, ни смерти. Но подчинивший их человеку Господь был вынужден распространить на животный мир постигшие человека страдания плоти. Как только Адам прервал связь с Богом, все творение оказалось ввергнутым в эту трагедию и с тех пор разделяет все горестные последствия грехопадения своего главы.
Слова Господа, обращенные к Адаму: «Проклята земля за тебя, со скорбью будешь питаться от нее» (Быт. 3, 17), – означают, что вместе с человеком весь земной мир отпал от Творца. Надо подчеркнуть, что Бог не отлучает от Себя этот мир. Этими словами Он констатирует тот факт, что из-за человека мир оказался лишенным благого наследия и общения с Творцом. В Прощеное воскресенье Церковь напоминает нам об этом поэтическим языком богослужения: «Пусть плачет горько с прародителями мир, как павший с ними, из-за сладкой пищи павшими».
По вине Адама вся тварь оказалась отлученной от Бога, вне общения с Ним, и оттого «стенает и мучается доныне» (Рим. 8, 22). Это выражается в том, что вселенная подверглась процессам энтропии – распаду и разрушению. На земле начались ураганы, землетрясения, засухи и другие стихийные бедствия; в животном мире одни звери стали пожирать других и так далее.
Отношение человека к окружающему миру из заботливого, ответственного за его судьбу превратилось в потребительское, хищническое. Стремясь вновь подчинить себе природу, человек прибегает к грубому насилию и истреблению. Окружающий мир отвечает ему враждебностью и таит в себе смертельную опасность: природные катаклизмы губят жизнь людей, ядовитые растения и дикие звери могут убить человека.
Сегодня люди все отчетливее понимают, что сами страдают от вреда, который наносят окружающей среде. Для решения проблем экологии организуются общества защиты природы и животных, люди принципиально перестают носить натуральные меха и пользоваться изделиями из натуральной кожи, становятся вегетарианцами. Но мы видим, насколько малоэффективны все эти попытки уменьшить зло, причиняемое человечеством биосфере Земли.
Православие не разделяет воззрений вегетарианцев, для которых жизнь животного священна наравне с человеческой. Православные ограничивают себя в пище не ради сохранения жизни животных, а для духовного совершенствования, исправления своей души. Это и есть действенный путь к улучшению окружающего мира. Человек приводит среду своего обитания в соответствие с собственным внутренним миром, и «преобразование природы должно начинаться с преображения души» – такова позиция Православной Церкви в области защиты окружающей среды.
Как учил преподобный Максим Исповедник, чтобы претворить в рай внешний мир, человек должен иметь рай в своем сердце. Святые достигали этого райского состояния еще при жизни: подвигами самоограничения, очищения совести, любви к Богу и людям они обретали милующее сердце. По разъяснению преподобного Исаака Сирина, подвижники одинаково сострадали всякому творению: людям добрым и злым, домашним животным и диким зверям. Они молились, чтобы все очистились от скверны греха и воскресли для Вечной жизни.
Только после окончательного преображения творения, когда Господь явит новое небо и новую землю (Ис. 65, 17), страдания всего живого совершенно прекратятся, «и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни» (Откр. 21, 4). Тогда мы дадим отчет в том, как относились не только к Богу и ближним, но и к тем животным, которых Бог доверил нашему управлению.
Опубликовано: газета “Вечерняя Москва”