«Прообразы Иисуса Христа в Ветхом Завете»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие о Господе отцы и братия!

Воплощение Сына Божьего становится для нас освобождением от рабства греху и смерти. Мы привыкли жить, до конца не осознавая, какое же это удивительное событие! Многие годы люди Ветхого Завета думали о Мессии, ждали Его. По словам ап. Павла, весь Ветхий Завет был прообразом Нового Завета или, как говорит Апостол, тенью грядущих новозаветных благ (Евр. 10:1). Нам стоит больше узнать о Иисусе Христе в Его ветхозаветных образах, это единственное что могли понять люди того времени о Мессии, сегодня я расскажу об этом.

Главным и достаточно известным образом является Исаак. Многие святые отцы признают Исаака прообразом Спасителя, в эпизоде с принесением его в жертву, он становится идентичным Мессии. Исаак был наследником обетования, данного Аврааму Богом. Эпизод из Писания повествует нам, что Бог сказал Аврааму взять сына и принести его на гору для всесожжения в земле Мориа. «И взял Авраам дрова для всесожжения и возложил на Исаака, сына своего, взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе» (Бытие 22:6). Свт. Иоанн Златоуст говорит: «…Спаситель нёс крест, Исаак нёс дрова, когда восходил на гору, чтобы там быть закланным подобно агнцу и Спаситель, неся крест, шёл на лобное место, чтобы там подобно агнцу быть закланным за нас». «И пришли на место, о котором сказал Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего» (Бытие 22:9-10). Прп. Ефрем Сирин в подробностях истории жертвоприношения Исаака видит предуказание подробностей крестной смерти Спасителя, когда говорит: «Созерцая мысленно нож, представляй себе копьё; представляя жертвенник, имей в мыслях лобное место; видя древо, представляй крест». Свт. Григорий Богослов замечает: «Авраам принёс необычайную жертву – образ великой Жертвы». Авраам не убил своего сына, так как ангел Господень остановил его. Данный эпизод показывает нам образ будущего Спасителя беспредельно преданного воле Отца Небесного и, как сказал апостол Павел, „… быв послушным даже до смерти, и смерти крестной” (Филип. 2, 8). Исаак лишь обычный человек, но послушанием и смирением подобен был Спасителю, как и многие святые.

Вторым прообразом Христа был Иосиф, в каноне прп. Андрея Критского можно услышать следующее: «Аще и в рове поживе иногда Иосиф, Владыко Господи, но во образ погребения и восстания Твоего». Действительно, Иосиф во многом служит прообразом Спасителя, так он был не любим своими братьями за свою чистую жизнь, так и Христа не любили начальники Иудейские. Из Ветхого Завета мы знаем, что всего сыновей было 12, Иосиф же был любимым у отца, из-за этого братья завидовали ему и решили убить. Но этого не произошло, и один из братьев, именем Иуда, предложил продать его в рабство за 20 сребреников. Аналогичное предательство Сына Божьего все мы знаем, за 30 сребреников Его предал апостол Иуда. Позднее, Иосифа ведут в Египет, где он становится управителем дома у Патифара. Жена последнего, искушаемая похотью, пыталась соблазнить Иосифа на грех, но он был непреклонен, Иосифа оклеветали и он отправился в темницу. Иосиф молчит и так же осуждается, как и Иисус Христос. Настойчивость, с которой приступала неверная жена к рабу своего мужа, есть прообраз дьявола, который неоднократно приступал ко Христу в пустыне, искушая Его. В темнице Иосиф проводит несколько лет. После токования снов его делают начальником всего Египта, при этом дав ему новое имя Цафнаф-панеах, что значит Спаситель мира. После того как начался голод многие люди обращались за помощью к Иосифу, так же пришли и братья его и поклонились до земли. В этих событиях следует видеть мессианский характер. Пребывание Иосифа в темнице подобно пребыванию Бога в аде. Иосиф в темнице возвещает узникам о помиловании и осуждении, Иисус же на кресте говорит о помиловании одному из разбойников, далее сошедши во ад проповедует сущим в темнице духам (1 Пет. 3,19). После пребывания в темнице Иосиф приемлет новую одежду, царскую колесницу, почести коленопреклонения и имя тайноистолкователя, и войдя в данные ему права становится спасителем египтян и евреев. Господь же после Своего Воскресения становиться главным путем, ведущим в жизнь вечную.

Еще одним персонажем является Иона, на всенощном бдении в  рождественнском каноне мы слышим следущее: «Из утробы Иону младенца изблева морский зверь яко прият». Сам Господь в Евангелии сказал: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;  ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». Иона был послан на проповедь в град Ниневию, но ослушался повеления Божия, за это Господь вразумил пророка таким чудесным образом.

Последним библейским персонажем является Иов, который своими страданиями прообразует, по святым отцам, крестные муки Спасителя. Этот праведный человек лишился детей и всего имущества по зависти падшего ангела. Позднее он заболел проказой, друзья Иова вместо поддержки, укоряли его. В такой скорби он все же не оставил веры в Бога, который впоследствии вернул все то, что отнял у Иова падший дух. Св. Амвросий Медиоланский сказал: «Никто не любил Христа больше, чем Иов».

Из всего вышесказанного мы легко заметим общую черту, это скорбь или страдание, через которую как бы умирает старый человек и рождается новый. В Евангелии сказано, «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12.24). Это умирание для греховной жизни и рождение для новой, духовной, чистой, радостной жизни для каждого христианина являются главной целью всей земной жизни, «ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить, или повредить себе?» (Лк. 9.25). Скорбь является лекарством в жизни временной, в которой уже здесь за нее Господь преображает душу, умиротворяет, а главное укрепляет веру в Бога. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16.33), а также «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14,22). На примере этих библейских персонажей мы видим как бы преклонение их под невидимую руку Божью,  приводящую их к весьма хорошему финишу. В них мы зрим невидимое промышление Божье.

Будем же, отцы и братия, не смущаясь предстоящих нам скорбей, малых или больших, за все благодарить Господа, ведь для того мы и созданы, чтобы возносить хвалу Создателю!

Аминь!

Воспитанник Калужской духовной семинарии Иоанн Есин