Проповедь на Евангельское чтение

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия, жизнь христианина должна быть постоянным попечением о своей душе. Святое время поста располагает к этому, позволяет заострить внимание на самосовершенствовании, на покаянии. Это время, когда мы должны максимально активизировать свой духовный потенциал. Такое состояние духа святые отцы называют «бодрствованием». Сегодняшнее Евангелие рассказывает нам о необходимости бодрствования в христианской жизни.

Обращаясь к ученикам, Спаситель говорит: «Не бойся малое стадо!» (Лк. 12, 32). Эти слова обращены ко всем верующим и призывают нас не бояться мирских искушений и невзгод. Окруженные искушениями современности, недоброжелателями и врагами, нападки которых, Церковь, в последнее время, ощущает все чаще и все болезненней; общество верующих действительно похоже на маленькое стадо в негостеприимной пустыне, окруженное хищными зверями. Но эта недоброжелательная пустыня мира, для христианина, не является постоянным местоприбыванием, а лишь временным пристанищем в ожидании Божьего Царства, а Господь промышляет о каждом из своих чад. Потому и говорит Спаситель: «Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32).

Господь призывает собирать сокровища на небе, «ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк.12, 34). Еще философ Аристотель, названный, в числе некоторых других античных философов, «христианином до Христа», писал: «Старайся же быть скор на добрые дела и медлителен на гнев». Изречение хорошо своим созвучием с христианскими ценностями. В отношении нашей темы, перефразировав слова философа, можно сказать, что христианину следует быть скорым на добрые дела и медлительным на грех. Как писал апостол Иаков «вера без дел мертва» (Иак. 2, 20). Но, чтобы не человек не ушел в крайность, и забыв о духовной жизни, не довольствовался одним внешним благочестием и исполнением добрых дел, Господь обозначает необходимое условие для приобретения Небесного Царства – бодрствование в ожидании Воскресения. «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи» (Лк. 12, 35).

В чем заключается бодрствование? Синонимом бодрствования в православной аскетике является трезвение. Это постоянная концентрация на своей духовной жизни, постоянный самоконтроль. Вот что пишет святитель Иоанн Златоуст о бодрствовании: «Внимай себе и отовсюду оглядывай себя: неусыпно стереги себя оком ума; ты ходишь среди сетей, враг разложил повсюду незаметные петли». Как говорит Спаситель в притче, мы должны быть подобны «людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему» (Лк. 12, 36).

Представьте отцы и братия, если бы мы узнали, что завтра нас ждет встреча со Христом. Мы приложили бы все усилия, чтобы в оставшееся время, как можно лучше подготовиться к этому. Примирились бы с обидчиками, покаялись перед тем кого сами обидели, поисповедовались, Причастились. Но мы медлим, потому что человеку всегда кажется, что еще будет время, будет время покаяться, будет время исправиться. Но мы никогда не знаем, что может с нами произойти и когда мы предстанем пред Богом. «Если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой» (Лк. 12, 39). Нужно стараться всегда находиться в этом состоянии духовной готовности, ждать Господа в каждом мгновении своей жизни. В Великий пост, поется очень красивое песнопение «Се Жених грядет в полунощи…», в нем есть такие замечательные слова: «…блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа».

Это состояние бодрствования, можно сравнить с бдительностью солдата на посту. На эту тему есть замечательный житейский пример. В годы Первой мировой войны, в связи с утратой стратегического значения крепости Осовец (территория нынешней Польши), русским командованием было решено оставить крепость. Но, чтобы она не досталась врагу, укрепления, инфраструктуру и подземные склады заминировали и подорвали. Крепость оставляли в спешке, и про удаленный подземный склад, на котором находился караульный, забыли. Солдат, стоявший на том посту, терпеливо ждал смены, но его так и не сняли с караула. Проходы подорвали, и солдат остался заключенным в помещении склада. К счастью, узкое отверстие вентиляционной шахты оказалось не повреждено, а склад был продовольственный, поэтому смерть от недостатка воздуха или голода солдату не грозила. Потолок и стены проходов покрывались конденсатом, который солдат научился собирать, и таким образом, у него была вода. Прошло девять лет, прежде чем, уже польские военные решили восстановить крепость. Разбирая завалы, рабочие проникли в проход, ведущий к помещению склада, но вдруг услышали окрик и приказ остановиться. Солдат до сих пор исправно нес свою службу. Представляете, какое чувство долга? За девять лет человек не сломался, сохранил рассудок, а при появлении людей, которых он столько не видел, со всей ответственностью отнесся к своей прежней службе, не собирался покидать и был готов оборонять свой пост. В ходе переговоров, солдату объяснили, что ни Царя, которому он служил, ни империи уже не существует. Но и тогда, солдат согласился покинуть свой пост, только после личного приказа правителя этой области – президента Польши. Выйдя на поверхность, от солнечного света, которого не видел около десяти лет, солдат ослеп. Увидев его, поляки были поражены, солдат оброс волосами и бородой, но был довольно опрятно одет и вооружен винтовкой, которая была идеально вычищена и исправна. На складе, помимо еды находились запасы обмундирования, и солдат регулярно менял одежду, согласно войсковому уставу и расписанию. Только представьте, в каком положении находился этот человек, но все-таки, со всей серьезностью относился к своим обязанностям, и неукоснительно исполнял их.

Какая верность и преданность по отношению к земному Царю и земному Отечеству. Не тем ли более христианин должен проявлять верность и преданность своему Небесному Царю и Отцу? Как этот верный солдат добросовестно оберегал свой пост, при этом содержа себя и свое оружие в чистоте и исправности, так и каждый христианин должен быть бдительным на духовном посту своей души, содержать ее в чистоте, и быть готовым отточенным оружием молитвы отбиться от нападок лукавого. Этот пример я использовал специально, так как наши жизни далеки от житий святых, а такой житейский пример, может сильнее затронуть наши сердца.

Итак, братья, так кто же мы, если не воины Христовы?  И как каждый воин, находясь в походе, но помня о доме, должен быть бдителен и готов к бою, так и христианин в мире постоянной духовной брани, должен бодрствовать и держать в мыслях свое Небесное Отечество, Царствие Божие. Свою проповедь я хотел бы закончить словами сегодняшнего Евангельского зачала: «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лк. 12, 40).

Аминь!

Воспитанник 4-го курса Калужской духовной семинарии Ивана Шевцова