Проповедь на Евангельское чтение

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры!

В 27 неделю по Пятидесятнице, в Евангельском чтении от Луки святой апостол нам повествует следующее: Христос в одной из синагог учил в субботу, и там была женщина, которая восемнадцать лет имела духа немощи, была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус возложением рук своих на нее, исцелил ее. Начальник этой синагоги, в которой учил Христос , негодовал по этому поводу, и говорил: шесть дней есть, в которые должно делать, и исцеляться нужно приходить именно в них, а не в день субботний. Господь же сказал: лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову , которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Речь идет об исцелении в субботу. Как мы с вами знаем, суббота – это священный день для иудеев, который должен всегда посвящаться Богу и быть днем покоя. Этот день они очень почитали.  Это седьмой день, в который должно воздерживаться от всякой работы. И тут мы видим , что Христос исцелением нарушает субботу. В этом, собственно, и состояло обличение начальником синагоги Христа.

Господь в Евангельском чтении вновь напоминает нам о необходимости молитвы. Сам Христос ходил в синагогу, но не для той цели, что Он Сам нуждался в этом, а для того, чтобы нам грешным показать пример. Господь в синагоге находится вместе с молящимися, Он не отделяет Себя от простых людей. Как мы знаем, Он молился в уединенных пустынных местах, но приходил именно туда, куда для общей молитвы собирались все верующие. Заповедь о посвящении субботы Господу состояла наряду с такими заповедями как «не убий», «не укради» и т.п. Господь совершает чудо исцеления над этой бедной женщиной в силу ее верности заповеди Божией, ради того, что она пришла в день субботний для молитвы. Хотя она ни на что уже не надеется, и готова нести свое бремя до конца жизни, но ей важно прийти туда, где возвещается слово Божие, где дается самое главное для человека. Господь исцеляет ее за смирение, за то, что она с таким терпением в течение столь долгого времени приходила к Господу, несмотря на свою большую немощь. Ведь это было сложно. Можно себе представить согбенного, скрюченного человека, которому больно, неудобно ходить, невыносимо. А если вспомнить тот факт, что если человек имел какие-то болезни, то про него говорили, что он проклят. Во времена жизни Иисуса Христа, и до Него,  была масса подобных случаев, когда человек был презираем обществом  в силу того, что, якобы, он не был благословлен Богом. Так и эта женщина была больна и презираема. Но так или иначе мы видим, что исцеление совершается вопреки всему, и даже вопреки недовольству начальника синагоги. При нем совершилось чудо, он его увидел собственными глазами, но он хотел совершить великий грех его непризнания. Он хотел затмить его тем, что в почтеннейший день этого делать нельзя. Вот до какой духовной слепоты может довести человека гордость и тщеславие, и следование Закону только по букве его, а не по духу, что, несомненно, ставится в первую очередь.

Чему же нас учит сие повествование помимо того, что посещение храма Божия и искренняя молитва необходимы нам для нашего с вами спасения? Здесь можно найти много поучительного. Евангелие – это бездонный кладезь, это духовная сокровищница, откуда мы черпаем все необходимые истины для спасения души. И этот небольшой отрывок учит нас еще и тому, что если человеку кажется, что все плохо, что жизнь представляется сущим адом уже здесь на земле – нельзя отчаиваться, нельзя терять надежды на Бога, а необходимо преодолевать все искушения с твердым упованием на помощь Божию, с верой в то, что Бог Всесилен и Всемогущ, как это делала та самая согбенная женщина. Вместе с этим мы должны всегда отдавать себе отчет в том, что мы делаем. Мы должны научиться отличать добро от зла, хорошее от плохого, грех от добродетели. И в этом отрывке есть пример добродетелей. Одна из них – милосердие. Господь ведь совершил чудо по Своему милосердию к человеку. Так должны поступать и мы во всех жизненных ситуациях, мы должны брать пример с нашего Учителя – Христа. Господь показывает, что все заключается в любви, и вместе с ней в человеке появляется сострадание к ближнему. Смысл самого благочестия заключается в подлинном милосердии и сострадании по отношению к другому человеку.

Как достичь милосердия в современном мире, где отношения людей друг к другу становятся подчас хуже, чем в животном мире, где каждый думает только о себе, о своем благе, и совершенно не задумывается о ближних? Милосердия можно достигнуть путем истинного смирения. Смирение, в первую очередь, это видение, осознание своих грехов, своих немощей, своей греховности. Как только мы увидим это все в себе, так тут же и окажется, что все мысли о нашем превозношении над другими ничтожны, что мы ничуть не лучше нашего ближнего. А вследствие этого мы и увидим падшую свою природу, не отличающуюся от природы других людей. Мы увидим, что грех – это болезнь души, и духовно больны мы все, но вопрос в том лечимся ли мы, или нет? Нет человека без греха. И мы должны сострадать нашим ближним и помогать им во всем. Это наш христианский долг. «Блажены милостивии, яко тии помилованы будут», «Будьте милосердны как и Отец ваш Небесный» – говорит Господь. И мы должны подражать Христу по мере своих сил, мы должны всем существом своим стремиться к Богу.

Сегодня, дорогие братья и сестры также совершается память иконы Божией Матери «Знамение». Сообщения о чудесах приписываемых этой иконе относятся к 1170 году, когда войска князя Андрея Боголюбского и его союзников осадили Новгород Великий. Силы были неравны, и новгородцы начали молиться Господу о чуде. По преданию, на третью ночь осады архиепископ Новгородский Иоанн услышал глас, повелевший ему вынести из церкви Спаса Преображения на Ильине улице икону Пресвятой Богородицы и обнести ею всю крепостную стену. Во время крестного хода осаждавшие выпустили много стрел и одна из них попала в лик иконы. Из глаз Богородицы потекли слезы, и Она обратила свой лик к новгородскому народу. Враги впали в ужас, бросили оружие, и побивая друг друга стали отходить от города. Новгородцы преследовали противников и одержали победу. В память об это чуде архиепископ Иоанн еще в 12 веке установил празднование в честь этой иконы, совершаемое в Русской Церкви по сей день.

Русский народ издревле особо почитает Пресвятую Богородицу как Ходатаицу перед Самим Христом за весь род человеческий. Столько чудес произошло от Её святых икон. Наверное, в каждой области, в каждом уголке нашей Родины есть чудотворная икона Божией Матери, по молитвам к которой и до сего дня совершаются великие чудеса, исходящие от Нее.  Всегда Богородица по молитвам народа охраняла границы нашей земли от врагов, которые нападали на Русскую землю, и от нападения на наши святыни.

Человечество ожидало Спасителя много веков. Еще в Ветхом Завете Бог через пророков говорил, что Спаситель войдет в мир через женщину, родившись без участия мужеского семени.  Но от женщины, которая должна была стать земной Матерью воплотившегося Бога, требовался величайший подвиг. Дева Мария пошла на этот подвиг добровольно. Ей хватило веры, чтобы не усомниться в Своем предназначении, у Нее было достаточно духовных сил, чтобы не возгордиться этим, и со смирением пронести свой крест. Как человек, как Мать Она перенесла немыслимые страдания. А пошла Он на это, потому что хотела спасения всем нам. И как же нам не почитать Ту, через Которую воплотился Сам Бог?

Милосердный Господь молитвами  Пречистыя Своея Матери да укрепит нас в деле спасения, подаст нам силы преодолевать без ропота  все видимые и невидимые искушения на нашем жизненном пути, дабы мы как истинные воины Христовы могли «вся стрелы лукавого разженные угасити».

Аминь!

Воспитанник Калужской духовной семинарии Владислав Сергеев