Проповедь на праздник Сретения Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Православная Церковь отмечает праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа. Прошло сорок дней после Рождества Христова и мы в хронологическом порядке продолжаем вспоминать события земной жизни Спасителя.

Сретение – один из древнейших христианских праздников, об этом нам свидетельствуют дошедшие до нас проповеди святителей Кирилла Иерусалимского, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, посвященные этому празднику и датированные IV – V веками. Из византийских хроник нам известно, что в 544 году при благочестивом императоре Юстиниане Великом в провинции Антиохия свирепствовала страшная моровая язва. Ежедневно умирали сотни людей. Чудесным образом одному христианину было открыто, что болезнь отступит, если праздник Сретения Господня будет  отмечен всенародно и торжественно. Сразу после Божественной литургии и крестного хода эта напасть прекратилась. Это было чудо! В память об этом с VI века праздник Сретения стал отмечаться в Византии на государственном уровне.

Наверняка большинству из Вас хорошо известен сюжет праздника, описанный святым апостолом и евангелистом Лукой.  И сегодня на Литургии мы слышали евангельский отрывок, посвященный этому событию: принесение младенца Его Матерью и праведным Иосифом в храм Соломонов, совершение необходимых по закону Моисееву жертв, встреча со старцем Симеоном и пророчицей Анной, их вдохновенные и пророческие слова. Почему это событие, в какой-то мере обыденное для благочестивой еврейской семьи того времени, становится столь значительным для христианской Церкви и отмечается так широко?

Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно вернуться еще на триста лет назад…

«Се Дева во чреве приимет и родит Сына…»[1]

В то время египетский царь Птолемей II Филадельф повелел сделать перевод Библии с еврейского на греческий язык. Для этого были приглашены  72  переводчика. В их числе был и праведный Симеон. Он уже тогда пользовался авторитетом и уважением, как один из знатоков Писания и Закона. И именно с ним произошло удивительное событие, ставшее началом сегодняшнего евангельского сюжета.

Переводя книгу пророка Исаии, праведный Симеон дошел до фразы: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: С нами Бог». Это было пророчество о грядущем Мессии. Но мудрый толкователь усомнился в правильности слова «Дева». Если женщина рождает ребенка, она не может быть девой. Воистину, как говорил святой апостол Павел: «…погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну»[2]. Человеческий разум бессилен пред величием и промыслом Божиим. И тогда на смену разуму приходит вера. Симеон решается заменить слово «дева» на слово «женщина». Но в этот момент Ангел Господень останавливает его и возвещает волю Божию. За его сомнение, он не умрет до тех пор, пока сам не увидит пришедшего в мир Мессию.

С этого момента  жизнь праведного Симеона становится предстоянием пред Богом, хождением пред ним. Это подвиг веры. Он уподобился таким ветхозаветным праведникам как Ной, Авраам, Моисей, Давид. Они тоже верили словам Божиим о грядущем Мессии – Спасителе рода человеческого и своей праведностью служили Его пришествию.

Встреча с Богом.

В жизни каждого человека бывает много разных встреч: интересных и заурядных, тех, о которых хочется поскорее забыть и таких, от которых остается отпечаток на всю жизнь. Но главной встречей для каждого из нас остается встреча с Богом.

Человек уже однажды был с Богом, обладал совершенным богопознанием и боговедением. Был причастен Богу, Его святости, благодати, Его любви и это делало его бессмертным. Все это помнит каждый из нас. Где-то глубоко в душе это воспоминание живет в нас от наших прародителей Адама и Евы. Именно поэтому, душа каждого человека по своей природе христианка потому, что она стремится к Богу, жаждет встречи с Ним для того, чтобы вновь обладать тем, что когда-то утратила. Мы часто ищем не там и находим не Бога, а выдуманного нами и удобного для нас кумира.

В гости к Богу не бывает опозданий… Рано или поздно, каждый из нас встретится с Богом. И в этот момент возникнет вопрос, а захотим ли мы остаться с Богом? Готовы ли мы к этому? Захочет ли Он оставить нас рядом с Собой. И  уже ничего изменить не удастся. Все будет определено окончательно.

Господь по своему беспредельному милосердию и любви к нам дал нам  время нашей земной жизни для того, чтобы мы подготовили себя к встречи с Ним и дали ответ самим себе, хотим ли мы этой встречи? Для нас ярким образом желания и чаяния такой встречи стал праведный Симеон Богоприимец. Его ожидание длилось более трехсот лет. И каждый день только укреплял его веру потому, что никто не жил в те времена столько, сколько жил праведный Симеон. Это было очевидное чудо.

Господь вознаградил его веру. Господь всегда верен Своим словам и обещанное Симеону в назначенный срок сбывается. Дух Святый, который почивал на праведном старце, возвестил ему о долгожданном событии, привел в храм и указал на пришедшего в мир Спасителя. В лице старца Симеона вся ветхозаветная праведность принимает на руки Младенца – Жертвенного Агнца, приносит и посвящает Его Богу.

В Евангелии мы встречаем слова Спасителя: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить»[3]. И евангельский сюжет, ставший основой сегодняшнего праздника, подтверждает эти слова. Родители Иисуса,  Пресвятая Дева Мария и  названный отец Иосиф Обручник, зная о чудесном и непорочном зачатии Сына, тем ни менее, со всем тщанием и смирением исполняют положенное законом действие.

Будучи безгрешен, Младенец Христос  не имел нужды в приношении за Себя жертвы. Будучи Совершенным Богом, постоянно пребывая во Святая Святых Отчей славы, он не нуждался в освящении в рукотворном храме Соломона и благословении от рук священника. Смысл происходящего заключался в другом. Это «кенозис» – умаление Божие. Сын Божий добровольно уничижает Себя, вочеловечивается, становится совершенным человеком, оставаясь Истинным и совершенным Богом. Он принимает все тяготы человеческой плоти от рождения и исполняет весь закон. Он приносит и посвящает Себя в Жертву Богу за весь род человеческий.

  “Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся”.

Сейчас за моей спиной, за Царскими вратами и катапитасмой, в руках священника Чаша с жертвенным Агнцем, Тем Самым, Которого более двух тысяч лет назад воздел на своих руках праведный Симеон. В этой Чаши – наше спасение.

Дух Святый, который почивал на праведном Симеоне, рождает проникновенные и пророческие слова молитвы,  живущие уже более двух тысяч лет, ежедневно напоминающие нам об этом событии: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля».

Зная о том, что сбылось обещанное о нем от Господа, праведный Симеон воздает радостную хвалу Богу и одновременно ему открывается, какой страшной ценой приобретается наше спасение. В этом двойственность сегодняшнего праздника. Сретение завершает рождественский цикл, посвященный пришествию в мир Спасителя и на смену радости приходит осознание жертвенного служения Христа, Его неминуемых страданий и смерти за всех нас. Двойственность праздника Сретения заключается так  же в том, что он относится как к Господским праздникам, так и к Богородичным по своему содержанию и значению. Ведь именно в Божией Матери заключается источник нашего спасения. И фраза: «Се, Дева во чреве приимет…» становится началом Евангелия Христова.

Праведный Симеон и присоединившаяся к нему по велению Духа Святаго пророчица Анна, воздали хвалу Богу за Его неизреченную благость и любовь к роду человеческому и возвестили всему Иерусалиму о пришествии Избавителя в мир. Они вобрали в себя всю праведность Ветхого Завета. И приняв Христа, поклонившись Ему, уступают место Новому Завету.

«Бог есть любовь»[4], а истинная, совершенная любовь не бывает эгоистичной и самолюбивой. Она всегда готова пожертвовать собой, своими интересами. Доказательством любви Божией к нам, есть Крест Господень! Сегодня Сретение Господне, начало пути ко Кресту. Уже совсем скоро Великий Пост, спасительное время для всех нас. Давайте же обратимся от всего «ветхого», материального, плотского к «новому», духовному и вечному, ведущему нас к Любви Божией, к Воскресению со Христом!

Помоги нам всем Господь и Божия Матерь!

Аминь!

[1] Ис. 7:14.

[2] 1 Кор. 1:18

[3] Мф.5:17

[4] 1Ин.4:8

Воспитанник Калужской духовной семинарии диакон Константин Штанкевич