Проповедь на притчу «О блудном сыне»

Троицкий

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сёстры!

Неуклонно приближается время Великого поста, время, которое считается важным в жизни каждого христианина. В прошлое воскресенье за Литургией нам повествовалась в Евангельском  чтении притча Господня «О мытаре и фарисее».  Сегодня Неделя о блудном сыне. Эта  притча несёт в себе глубокий духовный смысл. Она показывает безграничную любовь Бога Отца к человеку. Притча, которая открывает нам тайну пути нашего спасения.

Перейдём теперь к самому повествованию этого Евангельского рассказа. У одного человека было два сына. И сказал младший сын отцу: «Отче, дай мне часть наследства, ту, которая принадлежит мне по праву. И отец разделил им имение» (Лк. 15, 12).

Господь по Своей великой любви сотворил человека и наделил его свободной волей. И, даже будучи Всемогущим, Господь не нарушает дарованную нам свободу, а дает нам выбор. Любовь нельзя потребовать. Ожидая ее от человека, Господь не может потребовать от нас ни нашей ответной любви, ни верности, ни благодарности. Как Отец, Бог бесконечно уважает свободу человека, в котором отражается образ Божий.

Не будем забывать, что свободной волей нужно распоряжаться благоразумно. Каждый человек может своей искренней любовью ответить Господу, а может отказаться  и отвернуться от Него.  Любовь Божью отверг Адам, когда послушал дьявола и нарушил заповедь, данную Богом.

Вернёмся к  повествованию нашей притчи. Младшего сына угнетает жизнь в доме родного отца, его обременяет само присутствие отца, сковавшего его порочные желания.  И по этой причине младший сын требует выделить ему часть наследства, которая должна была всё равно перейти ему после смерти отца,  для того чтобы сейчас жить так, как будто отца нет или отец уже умер.

Отец скорбит о нелепом поступке родного сына и его уходе из родного  дома. Забрав свою часть наследства, младший сын уходит в далёкую страну, там ведёт порочную жизнь, расточает всё наследство.

Младший сын — был  назван блудным не просто так. Блудный грех — это крайнее, наиболее грубое проявление эгоизма и сластолюбия. Грех, который соблазняет страстное сердце человека, а после падения через этот грех, неизбежно наступает печаль, отчаянье и духовная пустота.

На этой почве вновь рождаются мысли, которые ведут к этому тяжкому порочному греху. Но после этого снова наступает печаль, отчаянье, и эти чувства постепенно становятся весьма болезненными для души человека.

В таком положении, грех неумолимо разоряет духовный мир человека, который лишается не только божественной благодати, но и душевных дарований.  Человек, отпавший от Бога, теряет личную свободу, и становится рабом греха. В таком состоянии душа испытывает духовный голод. Но как бы сильно не отпал человек от Бога, он всегда остается для Бога возлюбленным творением.

Вскоре, жизнь блудного сына доходит до крайности, он начинает пасти свиней, кормит их, а сам страдает от голода. Свиньи в притчи ассоциируются с греховными пороками.  Он хотел бы напитаться пищей свиней, но и ее не дают ему. Таков закон духовной жизни. Греховные пороки, которые пасет человек в своей душе, никогда не могут его напитать.

Здесь происходит кардинальное изменение. Как описано в притче: сын пришел в себя и раскаивается. Он опомнился, он вдруг вспомнил, что он сын отца, что у него есть дом. Вспомнил о своем достоинстве, и что даже слуги в доме его отца имеют хорошее пропитание, а он погибает от голода. Блудный сын осознаёт свою вину и имеет решимость исправить к лучшему свою жизнь. Сын говорит в себе: «Встав, пойду к отцу моему и скажу ему: отче, я согрешил на небо и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим, но прими меня как одного из наемников твоих».

Отец постоянно ожидал его возвращения, и когда сын был еще далеко, сам пошёл  навстречу, увидев его. Здесь сын отцу говорит: «Я согрешил на небо и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. Отец сказал рабам своим: принесите первую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги его. И приведите тельца упитанного и заколите его. Будем пировать и веселиться» (Лк. 15, 23).

Когда старший сын, вернувшись с поля, узнал от слуг, что в доме пир в честь возвращения его младшего брата, то он разозлился, и даже не вошел в дом и не разделил радость отца. Наоборот, он стал укорять отца за то, что он принял так помпезно того, кто растратил всё своё наследство на утехи и блудниц. Здесь нам можно подметить то, что  живя в доме отца, можно выполнять внешние требования, но по духу быть противоположным отцу, даже чуждым. Старший брат ассоциируется с той категорией людей, которых можно отнести фарисеев,  осуждавших мытарей, раскаявшихся грешников и блудниц, даже Самого Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

Братья и сёстры!  Кто из нас может ответить, что я исполнил все, что заповедал Господь в Священном Писании? Приближается Великий пост…  Будем молиться Богу, чтобы все мы, «пришли в себя», обдумали свою жизнь, свои поступки, чтобы те, кто отпал от Господа,  возвратились в дом Отца Небесного, Который уготовал нам пир в Царстве Небесном, где большая радость бывает даже об одном покаявшемся грешнике.

Аминь!

Воспитанник Калужской духовной семинарии Александр Байрамов