Проповедь на тему борьбы с болезнями

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие отцы и братия, с момента грехопадения прародителей Адама и Евы, человек стал подвержен болезням. Как пишет Псалмопевец Давид, многие дни нашей жизни это «труд и болезнь» (Пс. 89, 10). Изучая Священное Писание, мы видим, что недуг может постичь человека в качестве наказания за грех, испытания, вразумления или ограждения от зла. А также, что всякая немощь случается по воле Божьей и в конечном итоге является благом. «Блажен человек, которого вразумляет Бог» (Иов. 5, 17) сказано в книге Иова. Тем не менее, для каждого человека естественно и необходимо, заботиться о своем здоровье. Апостол Павел говорит: «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. 5, 29). А блаженный Иероним добавляет: «В болезнях нужно заботиться об исцелении их». Однако, для христианина актуальным остается вопрос: к какому лечению прибегать при заболевании? Духовному или светскому?

Для ясности, давайте конкретизируем понятия духовного и светского лечения. Духовное лечение представляет собой обращение больного к церковным таинствам, обрядам и традициям, таким как Причастие, Соборование, различные молебны об исцелении, паломничества к святыням и тому подобное. Под светским лечением, мы подразумеваем, собственно, традиционные медицинские методы. Итак, давайте определим, каким должно быть отношение христианина к духовному и светскому лечению.

Наша Святая Церковь знает бесчисленное количество чудесных исцелений. Исцеления Спасителем; исцеления по молитвам апостолов и святых; исцеления от икон и мощей; исцеления после Таинств Причастия, Соборования, после молебнов. Если перечислить все эти Божьи благодеяния, то «миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21, 25). Однако, древние христиане не отрицали медицинского лечения. Из жития святого великомученика и целителя Пантелеимона, мы знаем, что христиане обращались к нему преимущественно как к врачу. Но пожалуй, нас может смутить то, что святые подвижники часто вообще не использовали никакой медицины, но даже с радостью воспринимали свои недуги. В Древнем Патерике есть история о некоем старце, который часто переносил болезни. Но однажды, случилось ему в течение года не болеть. Из-за этого старец очень скорбел и говорил: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня».

Но мы должны понимать, что практика древних подвижников, отказывающихся от врачебной помощи, неприемлема для современного человека. Для нас, «духовных детей», это «твердая пища», которая может навредить нашей душе. В жизни христианина очень важна рассудительность, которую преподобный Исаак Сирин считал выше всех добродетелей. Без рассудительности, христианин рискует впасть в опасные предрассудки и крайности. И к несчастью, предрассудки в вопросах здоровья, отнюдь не редкое явление среди верующих. Довольно часто встречаются «сугубо верующие» люди, которые пренебрегая трудом врачей, ждут «чудесного исцеления» от Бога. На мой взгляд, в данном случае уместно сравнение с фарисеями, которые просили у Христа знамения, и были осуждены: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет» (Мф. 16, 4). А еще на ум приходит известная притча. После кораблекрушения, некий человек оказался в открытом море. Он стал горячо молиться о спасении. Вдруг, он увидел проплывавший мимо плот. Человек мог бы взобраться на него и спастись, но он подумал: «Бог спасет меня», остался в воде, и продолжил молиться. Через некоторое время, на горизонте показался корабль, который стремительно приближался к утопающему. Когда корабль оказался достаточно близко, люди на нем заметили беднягу и хотели спасти его, но человек отверг их помощь. Чувствуя что силы оставляют его, человек взмолился что есть мочи: «Господи, спаси меня!» И тогда он увидел спасательный вертолет. С вертолета скинули лестницу, намереваясь спасти утопающего, но он уверено заявил что Бог спасет его, и он не нуждается в их помощи. Наконец силы совершенно оставили человека, он утонул и попав на суд, спрашивает у Господа: «Почему Ты не спас меня?», но Спаситель ответил: «Я посылал тебе и плот, и корабль, и вертолет». В данной притче иносказательно представлено понимание действия промысла Божьего, немалым количеством верующих. К сожалению, мы забываем что Господь «который втайне» (Мф. 6, 6), зачастую помогает нам через ближних.

Читая книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова, мы увидим такие слова: «Почитай врача честию… ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание» (Сир. 38, 1-2). Стало быть, и врачи, и лечение предлагаемое ими – это дар Божий. Поэтому пренебрегая медициной, мы рискуем, подобно неразумному утопающему, отвергнуть помощь Божию, Божий дар; и что самое страшное — даже оказаться самоубийцами.

Несомненно, ревность по Богу должна быть разумной. Не стоит налагать на себя «бремена неудобоносимые» (Лк. 11, 46). На мой взгляд, современному человеку стоит держаться серединного, «царского» пути, не впадая в крайности. При болезни, нам необходимо совмещать и духовное, и светское врачевание. Весьма интересен факт из жизни профессора медицины Сергея Петровича Боткина, глубоко верующего человека, именем которого названа одна из крупнейших больниц Москвы. Профессор Боткин никогда не оперировал пациента пока тот не причастится. И подобная практика применялась многими врачами до революции. Так что нам следует осознавать важность и духовных, и светских врачей.

Иисус сын Сирахов дает больному такое указание: «Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» (Сир. 38, 11-12). Находясь в болезни, мы должны приложить все силы, для выздоровления, не отвергать такие дары Божьи как лекарства и врачебная помощь. Нельзя забывать, что наши тела это «суть храмы Духа Святаго» (1 Кор. 6, 15), и подобно как Господь наш Иисус Христос воскрес вместе со Своим Пречистым Телом, так и наши тела будут участвовать в Общем Воскресении Мертвых. Дорогие отцы и братия, напоследок хочется пожелать всем нам рассудительности и здравия душевного и телесного. Аминь.

Воспитанник 2 курса КДС: Шевцов Иван