«Проповедь в Неделю 28 по Пятидесятнице»

iscelenie-skorchennoi-zhenshciny

Проповедь в Неделю 28 по Пятидесятнице воспитанника IV курса бакалавриата КДС диакона Владимира Белоножко.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия!

Дорогие возлюбленные во Христе отцы, братья и сёстры! Позвольте вас приветствовать в этот праздничный воскресный день Пасхальным возгласом: «Христос Воскресе!». Радость о Спасителе, Своим промыслом ведущем каждого из нас в вечную жизнь, пусть укоренится в наших сердцах посредством смиренного перенесения всех жизненных трудностей. В том числе, возлюбленные, тягостей трудов поста, которые пусть приведут нас к видению своих согрешений и станут подспорьем к более теплым и усердным молитвам и более частому причащению.

В сегодняшнем воскресном Евангельском чтении мы слышали повествование о чуде Господа – исцелении женщины, страдавшей в течение 18 лет, по действию духа злобы, согбенностью: она не могла разогнуться и стоять прямо. Это произошло в синагоге в субботний день, при большом, вероятно, стечении, иудеев. Святые отцы в толкованиях на этот Евангельский отрывок делают предположение, что женщина эта была еврейкой, неукоснительно посещавшей в субботние дни местную синагогу, где иудеи собираются для чтения и толкования Писаний и совместной молитвы.

Для нашего простого и критического человеческого разума всегда очень важен ответ на вопросы: «зачем?», «почему?» и, в конце концов «за что?». «Господи, за что мне… Господи…». И ученики спрашивали у Спасителя: «Господи, он согрешил или родители его…» и Иов, рыдая на гноище задавал вопрос того же порядка. В сегодняшнем чтении Христос разрешает наши недоумения, говоря, «сию… дочь Авраамову, … связал сатана вот уже восемнадцать лет». «Быть может, сатана мучил ее потому, что она оставлена была Богом за какие-нибудь преступления, — пишет блж. Феофилакт Болгарский — ибо он, когда попущается ему свыше от Бога, причиняет всевозможные неприятности телам людей». Сатана — вот виновник нашего тления, виновник прадеднего осуждения, это он помог человеку облечься в кожаные ризы и он со своими слугами продолжает топить наш мир в грехе и болезни.

Ответ, казалось бы, прост: если болею, скорблю, со всех сторон одолеваем искушениями – виноват живущий во мне грех. Вряд ли кто-то сможет с этим поспорить. Но, с другой стороны, вспоминается рассказ из отечника свт. Игнатия, в котором повествуется о некоем старце, который часто подвергался болезни. Случилось ему в течение одного года не болеть, старец очень скорбел об этом и плакал, говоря: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня».

Возлюбленные! Особенно в праздник малой Пасхи, как часто называют воскресный день, радостно еще раз вспомнить слова свт. Иоанна: «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь!». Господь одним словом, даже без просьбы больной, лишь увидев ее, подозвал и сказал: «женщина! ты освобождаешься от недуга твоего». И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

Все попытки сатаны навредить человеку, особенно после пришествия в мир Бога и Спаса Христа – тем более жалки! Вся его ложь, все жестокие козни, даже болезни обращаются Господом к нашему благу и вернейшему спасению. Болезни для смирения. Предательства для умения ценить дружбу. Заключения чтобы ценить свободу. Бедность – узкий путь, лишенный соблазнов. И даже смерть для исцеления и восстановления падшего естества. И даже грех полезен, потому что не даст превознестись и впасть в прелесть, но позволит опытно осознать свою немощь и потребность в Спасителе.

Важно, братья и сестры, помнить о том, что главное – здоровье нашей души, бесценного дара, который ценнее всего нами видимого. Святитель Григорий Двоеслов сравнивает грешника, радеющего только о земном, не заботящегося о небесном со скорченной женщиной, которая не может смотреть вверх и видит только то, о чем думает – комфорт, слава, власть. Святитель призывает нас, возлюбленные, внимательно следить, о чем мы думаем, держать ум в чистоте, обуздывать его и владеть им, чтобы он не запутался в земном и мог обращаться к небесному. А если и допустим, братья и сестры, склонения, согбения нашей души, не будем отчаиваться, а прочтем еще раз сегодняшний Евангельский отрывок и с надеждой и верой попросим у Христа исцеления, которое Он просящим всегда подает, придя призвать не праведных, но грешных к покаянию.

Также важно отметить, что сегодняшнее чтение обращает наше внимание на очень важную деталь в духовной жизни, которую упустили из вида иудеи. Начальник синагоги обвинил Христа в нарушении заповеди – не хранении субботы (шаббата). По преданию старцев, существует 39 мелахот (работ, недозволенных в субботу) среди которых: нельзя писать, стирать написанное, пахать, сеять, жать, веять, стричь овец, зажигать огонь, гасить огонь, также известное правило о «субботнем пути», количество шагов тоже строго регламентировано. Заповедь о дне отдыха, покоя от повседневных дел, превратилась в нечто довлеющее над человеком, формальный закон, не имеющий отношения к духовному состоянию человека. И по сей день часто в пятницу вечером, когда сумерки начинают ложиться на Израиль, на узкие каменные улицы выходят ортодоксы и громко кричат «шаббат! шаббат!» и отправляют всех по домам, часто скандаля, рукоприкладствуя и наказывая. Дело Христа не считали чудом, а почитали за какую-то работу, сродни пахоте и веянию. Христос хотя бы потому не нарушал шаббат, что не прикладывал усилий, ему хватало нескольких слов и возложения рук… Но речь не об этом. Спаситель часто творил добрые дела в день покоя, подавая нам пример новозаветного дня Господня, правильного исполнения 4 заповеди, обличая иудейское буквоедство.

Важно помнить, что «суббота для человека, а не человек для субботы». Не спасет нас отбывание на службах, пусть Божественных и святых; не спасет прием у старца, пусть богоносного и прозорливого; не спасет вычитывание молитвенного правила, пусть полного или краткого… Но спасет только Христос, Сын Человеческий, Господин субботы, поставит одесную тех, чьи уши блаженно услышат «алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». (Мф. 25) «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50), вот сама сущность христианства!

Позвольте, возлюбленные, еще раз поздравить вас с праздником, воскресным днем и пожелать вам Божьей помощи в следовании духе и истине учению Христа Спасителя, Которому слава во веки! Аминь.