Проповедь в Неделю о слепорожденном

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос Воскресе!

Возлюбленные братья и сестры! В нынешней воскресный день, в шестую Неделю после Пасхи, мы вспоминаем чудо, совершенное Господом нашим Иисусом Христом – исцеление слепорожденного. Она так и называется – Неделя о слепом.

На  Божественной литургии мы слышали зачало Евангелия от Иоанна, в котором  говорилось о человеке, который был  слеп с первых дней своей жизни. Этот человек никогда не видел ни солнца, ни ясного неба, ни начало и не конец дня – для него все было сплошной темнотой. Он сидел и просил милостыню у прохожих  для своего пропитания.

Когда Христос проходил мимо него, ученики спросили  Его: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» На что Христос ответил своим ученикам:  «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, что бы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 2-3). После этого Спаситель плюнул на землю и сделал брение, помазав им глаза слепому. А затем отправил его к Силоамской купели – умыть свое лицо. После этих слов тот пошел в указанное место, умылся  и прозрел. Когда прозревшего увидели люди, которые знали его, то начали говорить: «не тот ли этот, который сидел и просил милостыни?». Одни говорили, что это он, другие  не соглашались с этой новостью, доказывая,  что перед ними стоит  другой человек.

Исцеленный же отвечал им, что перед ними стоит тот, кто просил милостыню и рассказал, им как его исцелил Христос.  Отвели его к фарисеям, и они спрашивали  исцеленного, как он прозрел. Он ответил им: «брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу». Фарисеи негативно отнеслись к чуду, которое Христос совершил над слепорожденным, так как был субботний день, и объявили Спасителя грешным человеком  за то, что он исцелил человека в день покоя.

Чтобы увериться, что исцеленный был действительно слеп от рождения, фарисеи позвали родителей исцеленного и спросили,  является ли  этот человек их  сыном. Родители ответили им: «Мы знаем, что это сын наш, и что он родился слепым, а как теперь он видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет» (Ин 9; 20-21) . Так ответили родители исцеленного, потому что боялись Иудеев, так как они сговорились, что бы тех, кто почитает Христа за мессию, отлучать от синагоги.  Здесь мы видим ненависть фарисеев ко Христу и их духовную слепоту.

Тогда фарисеи второй раз призвали исцеленного человека и сказали ему: «воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот – грешник». На что тот ответил: «грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». После этого диалога со слепорожденным, фарисеи выгнали его из синагоги, тем самым отказываясь принимать чудо Христово.

Спаситель, найдя его, спросил «веруешь ли ты в Сына Божия?».  Он ответил «а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9;36-38).

Так как нам,  братья и сестры, это евангельское событие можно применить к нашей духовной жизни, не смотря на то, что чудо исцеления слепорожденного произошло две тысячи лет назад? Для этого мы должны обратиться к святоотеческим творениям.

Преподобный Силуан Афонский  духовную жизнь человека делит на несколько этапов:

Этап первый – богоискательство. Человек ищет Бога в своей жизни, пытается утолить свой духовный голод, который он испытывает от мучащих его страстей.

Этап второй наступает, когда Бог открывается человеку, дает ему благодать, утоляя его голод своим присутствием, и помогает ему бороться со своими страстями и пороками.  После этого Господь оставляет человека на определенное время, что человек смог самостоятельно научиться бороть в себе свои страсти и греховные наклонности.

И когда человек приобретает духовный опыт, наступает третий этап  на его пути к Богу – Богосыновство – когда человек полностью готов посвятить свою жизнь Богу и служению Ему.

Такой пример мы можем увидеть у многих  святых отцов и подвижников Церкви. Все они проделали долгий и тернистый путь к Богу. Например, преподобный Силуан с раннего детства искал Бога, в юношеском возрасте он испытал присутствие Бога в своей жизни, после началась долгая борьба со страстями и пороками, которые тревожили старца. Лишь  тогда, когда он приобрел навык борьбы с грехом, он получил плоды благодати от Господа.

Так же этот путь к Богу мы можем рассмотреть в услышанном  сегодня нами в евангельском чтении. Слепорожденный, наверняка, слышал о проповеди Христа и просил Господа об исцелении, прежде чем Спаситель сделал ему брение и отправил умыться в Силоамскую купель. После исцеления этот человек прошел искус и был отлучен от синагоги, и тогда Христос нашел слепорожденного и открылся ему, он признал Христа своим Господом. В то время как фарисеи не хотели признавать его обещанным  Миссией.

Так и мы с вами, дорогие братья и сестры, когда нас начинают одолевать страсти, пытаемся их заглушить или забыться: почитать книгу, посмотреть фильм, поспать, что бы страсти  нас не беспокоили так сильно.  И  мы не в силах их побороть  самостоятельно, потому что они  укоренились в нашей природе после грехопадения,.  Для борьбы с пороком и со страстями, которые нас приводят ко греху, мы просим помощи у Бога.

Так давайте же дорогие братья и сестры будем просить помощи у Бога, что бы он помог нам в нашей духовной жизни, дал нам силы для борьбы со страстями и греховными наклонностями, которые ведут нас к погибели и удаляют  от Создателя. Да поможет нам своими святыми молитвами Пресвятая Богородица и все святые.

 

Воспитанник КДС Агулин Дмитрий