Проповедь в Неделю о слепорожденном
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Христос Воскресе!
Возлюбленные братья и сестры! В нынешней воскресный день, в шестую Неделю после Пасхи, мы вспоминаем чудо, совершенное Господом нашим Иисусом Христом – исцеление слепорожденного. Она так и называется – Неделя о слепом.
На Божественной литургии мы слышали зачало Евангелия от Иоанна, в котором говорилось о человеке, который был слеп с первых дней своей жизни. Этот человек никогда не видел ни солнца, ни ясного неба, ни начало и не конец дня – для него все было сплошной темнотой. Он сидел и просил милостыню у прохожих для своего пропитания.
Когда Христос проходил мимо него, ученики спросили Его: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» На что Христос ответил своим ученикам: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, что бы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 2-3). После этого Спаситель плюнул на землю и сделал брение, помазав им глаза слепому. А затем отправил его к Силоамской купели – умыть свое лицо. После этих слов тот пошел в указанное место, умылся и прозрел. Когда прозревшего увидели люди, которые знали его, то начали говорить: «не тот ли этот, который сидел и просил милостыни?». Одни говорили, что это он, другие не соглашались с этой новостью, доказывая, что перед ними стоит другой человек.
Исцеленный же отвечал им, что перед ними стоит тот, кто просил милостыню и рассказал, им как его исцелил Христос. Отвели его к фарисеям, и они спрашивали исцеленного, как он прозрел. Он ответил им: «брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу». Фарисеи негативно отнеслись к чуду, которое Христос совершил над слепорожденным, так как был субботний день, и объявили Спасителя грешным человеком за то, что он исцелил человека в день покоя.
Чтобы увериться, что исцеленный был действительно слеп от рождения, фарисеи позвали родителей исцеленного и спросили, является ли этот человек их сыном. Родители ответили им: «Мы знаем, что это сын наш, и что он родился слепым, а как теперь он видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет» (Ин 9; 20-21) . Так ответили родители исцеленного, потому что боялись Иудеев, так как они сговорились, что бы тех, кто почитает Христа за мессию, отлучать от синагоги. Здесь мы видим ненависть фарисеев ко Христу и их духовную слепоту.
Тогда фарисеи второй раз призвали исцеленного человека и сказали ему: «воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот – грешник». На что тот ответил: «грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». После этого диалога со слепорожденным, фарисеи выгнали его из синагоги, тем самым отказываясь принимать чудо Христово.
Спаситель, найдя его, спросил «веруешь ли ты в Сына Божия?». Он ответил «а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9;36-38).
Так как нам, братья и сестры, это евангельское событие можно применить к нашей духовной жизни, не смотря на то, что чудо исцеления слепорожденного произошло две тысячи лет назад? Для этого мы должны обратиться к святоотеческим творениям.
Преподобный Силуан Афонский духовную жизнь человека делит на несколько этапов:
Этап первый – богоискательство. Человек ищет Бога в своей жизни, пытается утолить свой духовный голод, который он испытывает от мучащих его страстей.
Этап второй наступает, когда Бог открывается человеку, дает ему благодать, утоляя его голод своим присутствием, и помогает ему бороться со своими страстями и пороками. После этого Господь оставляет человека на определенное время, что человек смог самостоятельно научиться бороть в себе свои страсти и греховные наклонности.
И когда человек приобретает духовный опыт, наступает третий этап на его пути к Богу – Богосыновство – когда человек полностью готов посвятить свою жизнь Богу и служению Ему.
Такой пример мы можем увидеть у многих святых отцов и подвижников Церкви. Все они проделали долгий и тернистый путь к Богу. Например, преподобный Силуан с раннего детства искал Бога, в юношеском возрасте он испытал присутствие Бога в своей жизни, после началась долгая борьба со страстями и пороками, которые тревожили старца. Лишь тогда, когда он приобрел навык борьбы с грехом, он получил плоды благодати от Господа.
Так же этот путь к Богу мы можем рассмотреть в услышанном сегодня нами в евангельском чтении. Слепорожденный, наверняка, слышал о проповеди Христа и просил Господа об исцелении, прежде чем Спаситель сделал ему брение и отправил умыться в Силоамскую купель. После исцеления этот человек прошел искус и был отлучен от синагоги, и тогда Христос нашел слепорожденного и открылся ему, он признал Христа своим Господом. В то время как фарисеи не хотели признавать его обещанным Миссией.
Так и мы с вами, дорогие братья и сестры, когда нас начинают одолевать страсти, пытаемся их заглушить или забыться: почитать книгу, посмотреть фильм, поспать, что бы страсти нас не беспокоили так сильно. И мы не в силах их побороть самостоятельно, потому что они укоренились в нашей природе после грехопадения,. Для борьбы с пороком и со страстями, которые нас приводят ко греху, мы просим помощи у Бога.
Так давайте же дорогие братья и сестры будем просить помощи у Бога, что бы он помог нам в нашей духовной жизни, дал нам силы для борьбы со страстями и греховными наклонностями, которые ведут нас к погибели и удаляют от Создателя. Да поможет нам своими святыми молитвами Пресвятая Богородица и все святые.
Воспитанник КДС Агулин Дмитрий