Проповедь воспитанника КДС “О грехе своеволия”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Грех своеволия…

Откуда он появляется в человеческой душе, каковы  последствия его воздействия на человека и как бороться с ним?

На эти вопросы нам поможет ответить Священное Писание и опыт Святых Отцов Православной Церкви.

Своеволие и свободная воля, на первый взгляд, созвучные слова, но какая пропасть лежит между ними. Свободная воля – это дар Божий, а своеволие рождается в глубинах адских, в прародителе всего зла – дьяволе.

Из Священного Писания, Книги Бытия, мы знаем, что человек был создан по образу и подобию Божию. Образ Божий, как некий талант, который необходимо раскрыть и реализовать. Черты образа Божия, которыми был наделен человек – это святость, бессмертие, разумность, творчество, господство в мироздании,  и, наконец, свободная воля. Всё это делало человека венцом творения и отличало от любой другой твари или животного. Это образ, а подобие Божие приобретается свободной волей человека и помощью Божией. Это синергия – соработничество человека с Богом, в котором свободная воля человека добровольно подчиняясь воле Божией, приводила его, и все творение, над которым он был поставлен, в вечное единение с Богом, и делало его богоподобным. Это было главным предназначением человека.

Но случилось не так…

Быв прельщен дьяволом, человек не устоял и поддался своему желанию, захотев стать богом без Бога. Зная волю Божию, зная заповедь о воздержании, о невкушении плодов с древа познания добра и зла, человек проявил своеволие не соответствующее воли Творца, и тем самым исказил и извратил свою природу…

Образ Божий в человеке был попран, а вместо Него человек неразумно своей свободной волей принимает образ древнего гордеца и своевольника – дьявола.

Таким образом, человек приобретает черты нового образа: вместо святости – падшее состояние, вместо бессмертия – тленность, вместо разумности-помрачение ума, вместо творчества, способного наравне с Богом принимать участие в миротворении, на примере того, как Адам давал имена животным, приводимым ему Богом, приходит «творчество», направленное на ублажение греховных страстей и похотей, и даже на изобретение изощрённых способов уничтожения себе подобных. Вместо господства над мирозданием -страх и бунт природы против человека. И наконец, свободная воля попадает в рабство греха: «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время».(Быт. 6:5). Первый Адам не устоял, и вместе с ним все последующее ему человечество в полной мере унаследовало последствие первородного греха. Если по замыслу Божию центром всего мироздания был Сам Господь Бог, то человек помещает в центр мира себя!

Эгоцентричность человеческой цивилизации на протяжении всей своей истории приносила «великолепные плоды»: брат на брата, народ на народ, царство на царство, коварство и ложь, реки крови, и все ради достижения своей воли, своих амбиций. Человечество было обречено на самоуничтожение…

И это было бы справедливо, но Любовь и милосердие Божие выше справедливости. И эта Любовь посылает в мир Своего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Который подчинив Свою свободную волю, воле пославшего Его Отца, исполняет замысел Божий – замысел нашего спасения!

Моление в Гефсиманском саду нам ярко демонстрирует, как трудно согласовать человеческую волю, немощную пред лицом смерти, с волей Божественной. Мы видим всю тяжесть внутренней борьбы в этот момент: «и был пот Его, как капли крови»…( Лук. 22.44 ). Но Господь дарует нам пример, пример смиренного единения человеческой воли и Божественной.  Это единение в Господе нашем Иисусе Христе открывает путь ко спасению всему человечеству.

В Господе нашем Иисусе Христе, как во втором Адаме рождается новый человек: «Во Христа крестистеся, во Христа облекостеся»…

Великое множество святых угодников Божиих, последовавших за Христом и прославивших Его своим житием, стали примером для нас. Борьба со грехом своеволия у святых отцов занимает особое место. Бескомпромиссное отсечение своей воли становится необходимым условием на пути духовного совершенствования.

« Отсечение своей воли есть кровопролитие, и для достижения сего человек должен потрудиться до смерти и отвергать свою волю» – говорил прп. авва Дорофей.

«Тому, кто творит свою волю, — пусть будет это даже в малом чем — невозможно последовать Господу нашему и соблюсти Его заповеди» – говорил прп. Симеон Новый Богослов.

Грех своеволия, рождающийся в душе человеческой, открывает дверь целому легиону пагубных страстей: нетерпимость и гнев, гордость и обидчивость, осуждение и себялюбие. Иногда своеволие маскируется под стремлением сотворить какое-либо  доброе дело. «Благими намереньями вымощена дорога вад» – это как раз тот случай, когда благое  желание может привести к обратному результату, если оно не будет согласовано с более опытным духовным отцом или братом.

Святые Отцы Церкви оставили нам бесценный опыт борьбы с грехом.  Следуя Святым Отцам, мы уподобляясь человеку не знающему верного пути, но доверившемуся опытному проводнику, способны преодолеть житейский путь, насыщенный ловушками и кознями врага нашего.

Как грех разоряет добродетели в душе человеческой, так и добродетели могут совершенно  уничтожить грех…

Прямой противоположностью греху своеволия является добродетель послушания. Послушание многими святыми отцами ставится выше поста и молитвы, и других духовных подвигов…

«Ничто не приносит такой пользы людям, как отсечение своей воли, и поистине от сего человек преуспевает более, нежели от всякой другой добродетели» – говорил прп. авва Дорофей.

Выполняя послушание, тебе нечем гордиться – ты исполняешь свою обязанность, а сотворив что-то по своеволию, пускай даже добро, – ты рождаешь гордость и тем самым губишь свои духовные сокровища.

Как мы любим показывать себя, демонстрировать свои способности и достижения, тем самым возвышаясь над другими, и делая себя незаменимыми, но это приносит только вред нашей душе и умаляет  любовь к ближнему.

Готовя сегодняшнюю проповедь, я обратил внимание на современную трактовку термина «своеволие».

Оказывается, своеволие – это негативное именование личной позиции, принятое в православной традиции. Тут заслуживает внимания словосочетание «личная позиция», очень часто встречаемое в нашей повседневной жизни. «Личная позиция», как красиво и гордо звучит. В современной западной постхристианской  цивилизации, индивидуализм является естественным состоянием социума. Я – центр мира, «пуп земли», я свободный человек, имею свою точку зрения на всё, и все должны с этим считаться. Я свободен, и если моя свобода реализуется за счет других людей, это уже не так важно.

Своеволие, эгоизм, гордость во всех её проявлениях является не грехом, а самовыражением. И если ты не обладаешь такими качествами, успеха ты не добьёшься. Обратите внимание, какая подмена понятий, то, что раньше называлось грехом, сегодня всего лишь необходимое свойство личности. И эта «продвинутая» идеология целенаправленно  навязывается нашему обществу. Все чаще мы видим, какие гротескные, уродливые формы приобретает так называемое самовыражение. Что хочу, то и делаю. И не важно, морально это или аморально, нравственно или безнравственно, главное, чтобы завтра об этом заговорили в СМИ, показали в интернете и обсудили в соц. сетях. Но, кто бы, что  не говорил, грех остается грехом. И пагубное воздействие его на душу человеческую остается таким же, как две тысячи лет назад.

И сегодня, мы, как будущие пастыри, должны проникнуться духом апологетов первых веков христианства. Апологетов – защитников веры, нравственных ценностей и традиций нашей страны.

Сегодня необходимо начинать с себя, и я призываю Вас, братия, словами св. апостола Павла: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр.13.17).

Отрекитесь своеволия и доверьтесь в простоте душевной нашим сегодняшним духовным руководителям, и Господь, видя нашу веру и послушание, воздаст нам сторицей,  направит нашу жизнь, и сотворит нас достойными служителями Ему.

Держите в уме Образ Господа нашего Иисуса Христа, и слова Его Гефсиманской молитвы в сердцах Ваших: «… не моя воля, но Твоя да будет».(Лук.22.42.).

Помоги нам Господи!

Аминь!

 

Воспитанник КДС Константин Штанкевич