“Ради спасения одного”
Обращаясь к ветхозаветной истории, люди нередко задаются вопросом: почему Бог дает человеку заповедь «не убий» и в то же время посылает смерть целым народам?
Например, почти полностью истребляет человечество во всемирном потопе или повелевает Своему народу по дороге в землю обетованную уничтожить населявшие ее языческие племена? Тогда было совершено массовое убийство хананеев: их вырезали семьями, не оставляя в живых ни женщин, ни детей, ни стариков. И Библия говорит, что совершалось это по указанию Божию!
Наиболее простой ответ на этот вопрос дают кальвинисты, признающие, что наши человеческие, гуманистические стандарты в вопросах морали нельзя навязывать Богу. Жан Кальвин любил цитировать слова апостола Павла о глине, которая не может указывать горшечнику, что ему из нее делать (см. Рим. 9, 20—24). Бог вершит то, что считает нужным, и человеку не положено это обсуждать.
Однако не будем довольствоваться столь категоричным ответом, а попробуем понять, почему Бог допускал, чтобы подобное совершалось и множество людей погибало. Тогда возникает следующий вопрос: неужели в тех народах, истребление которых было допущено, не оказалось ни одного достойного человека, заслуживавшего Божией милости?
В одной из режиссерских работ Мела Гибсона — фильме «Апокалипсис» – показано дикое племя Центральной Америки, живущее простой, естественной жизнью, с которым крайне жестоко обходятся завоеватели — более развитый народ майя. Значительную часть пленных они убивают, а выживших уводят в рабство, но судьба их оказывается еще ужаснее.
В фильме ярко показано духовное состояние народа майя, его глубочайшая нравственная деградация. В этих людях не осталось ни капли человечности, ничто не способно пробудить в них жалость и сострадание. Человеческие жертвоприношения, совершаемые с изощренной жестокостью, попрание всех естественных законов, полная изоляция от Бога — обычные приметы их повседневной жизни. Такое душевное состояние, вернее, душевное одичание этого народа свидетельствует об отсутствии даже малейшего смысла в продолжении его существования.
В финале фильма майя видят прибытие европейцев — конкистадоров, которые, как известно, уничтожили их цивилизацию. В то же самое время один из попавших в плен индейцев, чудом избежавший зверств «цивилизованных» майя, убегает от них, чтобы продолжить жизнь, в которой есть место самоотверженной любви хотя бы к своей семье. Режиссер убеждает зрителя, что ради сохранения одного этого человека, имеющего потенциал к спасению, стоит прекратить существование целой цивилизации, утратившей таковой потенциал. В фильме хорошо показано, что среди всего народа майя не нашлось никого годного к спасению – души всех до одного уже давно омертвели.
В кинокартине обосновывается апокалипсис, постигший один народ — индейцев майя. Но вместе с тем в этом сюжете можно увидеть прообраз всеобщего апокалипсиса, который постигнет весь наш мир, когда в нем восторжествует крайний эгоизм, доходящий до ненависти к Богу и всему Его творению. Тогда почти ко всем живущим людям, за малым исключением, будут применимы библейские слова, сказанные о допотопном человечестве: «зане суть плоть», что в русском переводе звучит так: «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6, 5).
Эта означает, что внутренне человек всецело, всеми способностями своей бестелесной души (умом, чувством, волей) покорился влечениям плоти и низменным интересам, а по образу мыслей, намерений и действий стал подобен первому человеконенавистнику и противнику Творца — диаволу. При этом человек в силу изначально дарованной ему Богом творческой способности (которой нет у ангелов и бесов) может достичь еще больших глубин развращения своей души.
Все люди допотопной цивилизации, кроме праведного Ноя, остались глухи к многократным Божиим призывам отказаться от пути зла. Своей жизнью они ежедневно подтверждали полное безразличие к Богу. Они не питали к Нему ненависти, не отрицали Его существования. Просто их богом стала налаженная земная жизнь. И Бог допустил уничтожение всех этих людей, потому что у Него не только не оставалось другого способа пробиться к их сердцам, но и совершенно реальной стала опасность духовной гибели последнего праведника — Ноя и его потомков. В таком случае Спаситель не мог бы воплотиться, ибо уже никто не ожидал бы Его пришествия и Ему некого было бы спасать.
Так будет и в конце времен. Снова ради малого числа «избранных» (Мф. 24, 22) погибнет весь пропитанный грехом и противлением Богу мир, чтобы не заразить своим пагубным влиянием те немногие души, которые еще будут способны наследовать вечное спасение.