Рай: что это и где он?

В Библии сказано, что первые люди жили в раю. Во времена борьбы с религией рай было принято ассоциировать со скукой, как пелось в советском кино: «Живем мы что-то без азарта, однообразно, как в раю».

Это атеистическая банальность оказалась живучей и прочно поселилась в сознании современных людей. Причем это утверждают именно те, кто сам в раю никогда не был, но почему-то уверен, что там человека ожидает расслабленная бездеятельность на фоне всеобщей индифферентной пресыщенности.

Согласно такому представлению в первозданном раю чинно прогуливались по садовым дорожкам волк с зайчиком, лев с ягненком, и все друг другу улыбались.

И среди добрых зверюшек, как некий Маугли, бродил беззаботный Адам. Чтобы он не скучал, Бог поручил ему возделывать рай: не то грядки копать, не то сорняки полоть, и еще запретил есть плоды одного дерева. Так бы Адам и жил в раю «без азарта», пока однажды не захотелось ему попробовать запретного плода. Только он это сделал, тут Бог и выгнал его из рая. Вот тогда и началась полноценная жизнь человека, полная событий, опасностей и приключений! И что хорошего сделал Бог? Сотворил человека, а потом наказал лишь за то, что тот что-то съел.

Разумного человека вряд ли могут устроить столь примитивные представления. Разве такого мелочного, мстительного «бога» мы хотим встретить в вечности? Что же на самом деле представлял собой рай? Святые отцы за простотой библейского рассказа о жизни первых людей видели глубочайшие смыслы. Рай, или Эдем, в переводе на русский означает «наслаждение», но важно понять, о каком наслаждении здесь идет речь.

Святой авва Дорофей обуславливает райское наслаждение первого человека его пребыванием в созерцании Бога в славе и чести, когда Адам еще имел здравые чувства и находился в первозданном естественном состоянии. Святитель Игнатий (Брянчанинов) уточняет, что в данном случае речь идет исключительно о непорочном наслаждении.

Человек сотворен способным к единой жизни с Творцом, Который Благ и подает благо всему творению. Соединение с Ним несет в себе непорочное наслаждение, к чему и призван человек. Для этого он должен был стремиться уподобиться Богу. В постоянном общении со своим Создателем человек должен был научиться от Него любви, имея Его образцом. Силы на это человек получал также в общении с Богом.

Для этого человек и наделен духом или, по терминологии святых отцов, умом – высшей частью души, благодаря которой он способен к созерцанию, восприятию неощутимого и духовному переживанию. По выражению святителя Григория Нисского, ум в человеке выступает посредником между Богом и плотью. Именно ум получил при творении человека силу наслаждения, которая влечет его к Творцу. Преподобный Максим Исповедник разъясняет, что эта умная сила устремляет человека к единению с Богом, и посредством нее человек приобщается Богу всецело: и душой, и телом.

Святые отцы описывают рай двояко: и как место, где пребывал первозданный Адам, и как состояние блаженства Адама через богообщение. Преподобный Никита Стифат в трактате «О рае» рассуждает, что соответственно двойственному характеру человеческого естества рай имел как доступную органам чувств, так и умозрительную природу. Иными словами, рай был одновременно и расположенным на востоке, отличным от других мест землей садом, и духовным миром, который питал человека. Обобщая святоотеческое учение, преподобный Иоанн Дамаскин пишет, что Адам, пребывая телом в месте божественнейшем и прекрасном, душою жил в высшем и более прекрасном месте, являясь жилищем пребывавшего в нем Бога.

Находясь в постоянном общении с Богом, Адам был способен одухотворить все творение, сделать его местом пребывания Божия. В этом и состояла его задача – сделать рай из всего мира. Это творческая работа, которую человек был способен реализовать в трех видах своего служения: пророческом – Адам был призван возвещать волю Божию всем созданиям; священническом – возносить жертву хвалы, низводить благоволение Божия на все творение, и царском – быть главой мира.

Но чтобы быть в раю – месте пребывания Бога, Адам должен был исполнять волю Божию. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что человек должен был «хранить для себя рай, соблюдая заповедь». Начальное единство жизни с Богом Адам должен был «закрепить» своим произволением, дать свое согласие на продолжение и развитие райского состояния.

Задачу обожения (соединения с Богом) всего мироздания мог решить только человек с адекватным восприятием действительности, не замутненным комплексами, страхами и амбициями. Таковым и был первозданный Адам. Пребывание его в раю полностью соответствовало его призванию. Именно в раю существовали максимально удобные условия для беспрепятственного соединение Адама с Источником жизни – Богом и исполнения грандиозной творческой миссии – приведения к Богу всего мира.