«Размышление на Притчу о злых виноградарях»

Проповедь воспитанника II курса бакалавриата КДС Кирилла Литвинова, произнесенная в семинарском храме Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за вечерними молитвами 18 марта 2018 года, на тему: «Размышление на Притчу о злых виноградарях».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия!

Как всем известно, Евангелие в своем содержании несет в себе множество различных притч, все они разные по содержанию, каждая из них имеет в себе свою цель и свой сакральный смысл. Какая – то из них говорит о проявлении милости Господней, о Его любви, и о Его спасающей силе действующей в греховном человеческом роде. И одна из самых впечатляющих притч, как я считаю, это притча о злых виноградарях.

Обратимся к ее содержанию: Некий хозяин, под которым разумеется Господь, построил виноградник, который символизирует собой Ветхозаветную Церковь. Обнес его оградой, которая есть закон Моисеев и другие установления, ограждающие избранный народ от влияния язычества. Выкопал точило, это такая яма, в которой выжимался сок в данной притче символизирующая собой алтарь. Построил башню, предназначенную для сторожей охранявших виноградник от воров и животных. Сама же башня являлась символом храма. Далее хозяин, благоустроив виноградник, отдает его виноградарям, которые должны были трудиться над его возрастанием и в положенное для этого время отдавать плоды хозяину. Виноградари же есть иудейские первосвященники и члены синедриона и народные старейшины. После всего хозяин отлучается, что означает, что Господь вверил им всю полноту власти над еврейским народом с тем условием, чтобы они принесли своевременный плод своего управления, то есть воспитали вверенный им народ в духе закона Божия. По прошествии  положенного времени хозяин виноградника поочередно посылает своих слуг, то есть пророков, чтобы они как повествует евангелист Лука дали им плодов из своего виноградника. Но злые виноградари одного побив, отослали ни с чем, другого побив и обругав, отослали ни с чем, а третьего изранив, выгнали. Так поступали иудейские начальники с посланниками Божиими. От чего же так поступали иудейские начальники? Потому, что личная выгода и корысть взяла верх над ними, они преследовали только свои личные интересы, не заботясь о духовном совершенствовании тех, кого вверил им Господь. Поэтому они и побивали пророков, которые постоянно напоминали им об их обязанностях. И вот хозяин посылает к ним Сына Своего, как пишет евангелист Марк «единственного и возлюбленного»,  и этим последним посланником и был Иисус Христос. Сей есть наследник, сказали виноградари, наследником Христос именуется в том смысле, что все предано Ему Отцом Его. И вот здесь первосвященники и начальники народа иудейского и решаются убить Его «придите, убием Его и удержим достояние Его».  Делают это они для того, чтобы не лишиться власти над еврейским народом. И выведя Его вон из виноградника, убили. Так и первосвященники, выведя Иисуса за стены виноградника, то есть за стены Иерусалима убили Его.

И эта притча дает нам большое понимание того, что происходит в нашей религиозной жизни. Конкретно в то время, когда произносилась эта притча, она была обращена к современным слушателям, точнее иудейскому народу и носила в себе исторический характер. Но по своей глубокой сути эта притча отображает собой всю историю человеческого рода.

Вся неблагодарность человека к Богу отражена здесь. Да в своем изначальном как кажется виде, она обращена к тем самым виноградарям, старейшинам, первосвященникам и начальникам иудейским.  Мы с вами пред лицом всей Его любви, пред лицом всего того,  что Он совершил для  нас,  думаем только  себе.  Не думаем о ближнем,  и еще меньше думаем о Боге. Полное средоточие на себе, на своем «Я» и взгляд на жизнь с той позиции «а какого будет мне если я поступлю так то и так то? Какую выгоду я получу и не потерплю ли я какого либо ущерба для себя в служении ближнему? И каждому из нас хозяином вручена жизнь, которую тоже можно соотнести к винограднику. Нам дано поручение взращивать в ней плод и своевременно отдавать его хозяину. Господь все приуготовил для нашей жизни, чтобы она стала местом Царствия Божия. А мы сделали ее местом, в котором совершаются бесчеловечные и безнравственные поступки, совсем чуждые тем идеалам, которые Христос поставил пред нами.

Господь постоянно посылает в нашу жизнь свих рабов пророков, апостолов, ангелов да и просто нищий обычный человек, терпящий нужду в самом необходимом и обращающийся к нам за помощью и есть тот же посланник Божий, напоминающий нам на ровне с пророками и апостолами наше предназначение. И на конец уже Сам Господь приходит в нашу жизнь напомнить нам, что мир был создан для любви. и как виноградарями был отвергнут наследник и убит ими, так же и все человечество отнеслось к воплотившемуся Сыну Божию.

И употребляя здесь термин человечество, я имею, ввиду сейчас и всех нас стоящих здесь. Каждый из нас должен задать себе вопрос «А не виноградарь ли я?» и всякий раз, когда Христос вступает в виноградник-нашу жизнь, не говорим ли мы сами в себе? «Уйди с дороги, не мешай, мы сами хотим владеть наследством, хотим править сами, без Тебя. Для нас Ты помеха» и выведя Его за стены своей жизни, убиваем Его. Да, быть может это и не происходит так буквально и так безбожно, но своими поступками и словами так делает каждый из нас.

И здесь возникает вопрос который наверно каждый ну или большинство из нас в своем сердце задавали самому себе «А почему люди отвергают Бога?» и именно эта притча дает ответ на него.

Как уже говорил выше, виноградари были людьми корыстолюбивыми, преследующие только цель личной выгоды и не заботящиеся о должном выполнении тех обязанностей, которые возложил на них хозяин, были людьми жестокими и алчными. И понятно, что живя злом, были не в состоянии принять в себя добро. Жить по закону зла стало для них нормой, зло и все что вытекает из него, являлось для них жизненным приоритетом. А тут является слово Божие, Которое призывает к изменению привычного образа жизни и обращения ее к добру. И такой образ жизни вошел в привычку, а в наше время и даже стало модно так жить. И если человек живет и не ведет ожесточенную борьбу с себе подобным за свое благополучие, порой и не гнушаясь даже страшных преступлений, то напрасно проживет временную жизнь.

«В злохудожную душу не внидет Премудрость и не обитает в теле, повинном греху» пишет Соломон.  А это является показателем того что слово Божие может обитать в человеке только при условии его нравственного состояния. И как  бы сильно человек не был подвержен греху, в его душе всегда остается то, за что это Слово может зацепиться. Но как только грех становится идеалом для человека и нормой его жизни, то и слово Божие теряет всякую возможность хоть как то зацепиться в сердце, а точнее сам человек тогда лишает это слово возможности остаться в нем.

И давайте братья научимся быть способными принимать слово Божие и жить этим Словом. Чтобы своевременно, со смирением и любовью отдавать хозяину жизни нашей, добрый плод любви и милосердия из того виноградника который вверил каждому из нас хозяин наш Господь Бог наш Иисус Христос. Аминь.