Реорганизация системы духовного образования остается приоритетной темой в работе органов высшей церковной власти
Как отметил в своем докладе на Архиерейском Соборе 2017 года Святейший Патриарх Кирилл, на протяжении многих лет приоритетной темой в работе органов высшей церковной власти и епархий остается реорганизация системы духовного образования.
В 2011 году Архиерейский Собор одобрил новые принципы подготовки учащихся семинарий и академий в рамках бакалавриата, магистратуры и аспирантуры; в течение нескольких лет формировался комплекс необходимых учебных планов и стандартов. С сентября 2015 года духовные учебные заведения на территории России приступили к переходу на единый учебный план подготовки бакалавров. В 2017/2018 учебном году по новым учебным программам обучались 4176 студентов, то есть 74% от общего числа студентов бакалавриата российских семинарий. Завершение переходного этапа планируется к следующему 2018/2019 учебном году. Кроме того, продолжает развиваться обучение по двухгодичным магистерским программам. После завершения перехода на единую бакалаврскую программу необходимо будет провести аналогичную работу по определению общего знаменателя магистерских программ с сохранением научной специфики того или иного профиля в конкретном высшем учебном заведении. На 1 сентября текущего учебного года в 10 учебных заведениях были открыты магистратуры, предлагающих в общей сложности 25 профилей обучения. Таким образом постепенно складывается система комплексной подготовки квалифицированных специалистов различных направлений.
Кроме того, в этом году Священный Синод утвердил учебный план и церковный стандарт подготовки регентов (журнал № 61 от 29 июля 2017 года). После апробации этих документов в ряде семинарий их опыт будет распространен повсеместно.
На канонической территории Русской Церкви в настоящее время действуют в общей сложности 56 духовных академий и семинарий. В этих учебных заведениях, а также в действующих при них регентских и иконописных отделениях по очной и заочной форме обучаются почти четырнадцать тысяч студентов. Несмотря на различия в государственных законах важно поддерживать единство образовательного пространства во всей Русской Православной Церкви, в том числе через единообразие учебных программ, подчеркнул Святейший Патриарх. С этой целью в начале сентября Учебный комитет провел специальный вебинар при участии представителей духовных учебных заведений России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Латвии и Узбекистана. По словам Его Святейшества, этот опыт должен получить дальнейшее развитие.
Предстоятель напомнил, что Архиерейский Собор 2013 года, констатировав «значительное различие образовательного потенциала семинарий», поручил Учебному комитету «представить на рассмотрение Священного Синода реалистичные предложения по оптимизации деятельности духовных школ» (Постановления Архиерейского Собора 2013 года, пункт 17). С этой целью на протяжении четырех лет Учебный комитет регулярно проводил выездные инспекционные проверки семинарий, изучал предоставляемые ими статистические отчеты. В межсоборный период также ушла в прошлое система духовных училищ, «образовательный уровень которых уже не позволял их рассматривать в качестве заведений для подготовки священнослужителей». Впрочем, некоторые училища смогли дорасти до семинарий, уточнил Патриарх, но в большинстве они были преобразованы в центры, готовящие церковных специалистов в сфере катехизации, социальной работы, миссии, молодежной работы.
«Главная цель всех этих усилий в том, чтобы повысить качество образования духовенства и кандидатов в клир. При этом повышение качества духовного образования открывает также возможность для положительных решений со стороны государства, в частности для государственной аккредитации духовных учебных заведений», — заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.