Роль прп. Сергия Радонежского в духовной жизни Русской земли
О роли преподобного Сергия в истории русской государственности сказано очень много в предшествующую знаменательную дату – 500-летие его кончины (25 сентября 1392 г.). Трудно дать новую характеристику значению преподобного Сергия в духовно-нравственной жизни Руси после знаменитой речи В.О. Ключевского, произнесенной им в Московской Духовной академии во время празднования такой же юбилейной, даты столетием ранее. [1] Однако осталась одна черта, или область, духовной и мистической жизни преподобного, которая не раскрывалась, а лишь называлась в жизнеописаниях. Привлечь к ней внимание и указать ее значение в духовной жизни Русской земли я и ставлю своей задачей.
Троекратный крик младенца, еще находившегося во чреве матери, во время Херувимской песни, разговор отрока Варфоломея с встреченным им в лесу старцем и слова последнего, обращенные к родителям Варфоломея, традиционно истолковываются как пророчества о создании Сергием обители в честь Святой Троицы, о роли его в духовном возрождении Руси, находившейся в унынии и «нравственном оцепенении». [2] Напомним слова старца: «Господь даровал благословенное детище, которое ради добродетельного жития будет великим пред Богом и людьми человеком». [3] Дивный старец был ангелом, он дал Варфоломею частицу просфоры как дар овладения грамотой, постижения Святого Писания, благодати Божией и богоизбранности.
Для того чтобы спасти Русь, должна была явиться некая «Присноблаженная Троица». [4] В начале 1340-х годов совершилось три знаменательных события: из московского Богоявленского монастыря был вызван 40-летний инок Алексей; тогда же 20-летний искатель пустыни, будущий преподобный Сергий, в дремучем лесу поставил маленькую деревянную келию с церковью; а в Устюге у бедного соборного причетника родился сын Стефан, будущий просветитель пермской земли. [5]
Все они послужили духовному возрождению Руси. Святитель Алексей сделался митрополитом Московским и советником трех великих князей. Он ездил в Орду «отмаливать» Русскую землю от жестокости ордынских ханов, но, главное, он видел свою задачу в укреплении значения «Москвы как церковного средоточия политически разбитой Русской земли». [6] Стефан продолжал «дело обрусения и просвещения заволжских инородцев», [7] способствуя колонизации заволжских земель вплоть до русского Севера.
Исключительную роль в духовном возрождении Руси сыграл именно преподобный Сергий Радонежский.
Он не оставил никаких письменных поручений, даже в устной традиции предание не сохранило его речей. Однако он учил своим примером, примером великих монашеских подвигов в глубоком уединении своей лесной келии.
Мы знаем из жития, составленного Епифанием Премудрым, [8] о непрестанной молитве, посте, смирении преподобного, долгое время отказывавшегося принять на себя игуменство над теми 12-ю иноками, которые поселились около его келии и желали отдать себя ему в послушание. С благословения Патриарха Константинопольского Филофея и митрополита Московского Алексея преподобный Сергий основал общежительный монастырь нестяжателей. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до нашего времени вещи преподобного и характеристика, данная обители крестьянином, посетившим игумена-подвижника: «Все худости, все нищетно, все сиротинско». [9]
В общежительном монастыре игумен работает «как раб купленный», заботясь о пропитании братии, быте монастыря, его строительстве, а главное, неуклонно руководя духовной жизнью каждого монаха.
Ряд фактов позволяет оценить историческое значение государственной деятельности Сергия Радонежского. Прежде всего речь должна идти о главном его «деянии» – победе на Куликовском поле. Он благословил Димитрия Донского на битву, дал ему двух опытных воинов – Пересвета и Ослябю – и на протяжении всего хода битвы не переставал молиться о победе, поминая убитых воинов, чьи отходящие души, как повествует житие, он видел «духовными очами». Миротворческая деятельность преподобного Сергия Радонежского также имела большое государственное значение. «Тихими и кроткими речами», «благоуветливыми глаголами» ему удалось убедить, по выражению В.О. Ключевского, «самого упрямого русского человека XIV в.» – Олега, князя Рязанского, и отговорить «суровейшего Рязанца» от войны с Москвой. [10]
Другим реальным результатом его деятельности является увеличение в это время монастырского строительства. Создание ряда монастырей, куда в качестве строителей, игуменов, духовных наставников были направлены ученики преподобного, говорит о том, сколь большое значение придавал Сергий Радонежский роли иночества в самом процессе духовного возрождения Руси. [11]
Я попытаюсь «реконструировать» сущность духовного опыта Сергия, передаваемого его ученикам, содругам и «собеседникам».
Именно духовный опыт служения Святой Троице, полнота его личного богообщения, так поразившая современников во время совместной молитвы, позволяет говорить о существовании почти не раскрытой для нас стороны его духовной жизни, которая собственно и позволила ему осуществить духовное возрождение русских людей (не только в XIV в.!).
Как повествует житие, когда преподобный совершал Божественную Евхаристию, огонь покрывал Престол. Когда же Пресуществление Даров совершилось, огонь «свился», наполнил Чашу, и этим Божественным огнем причастился преподобный. [12]
Ни в житии, ни в известных нам фактах его личного духовного опыта (в отличие от Нила Сорского) нет упоминаний об учении Симеона Нового Богослова или Григория Па ламы. Как и многие другие аскеты (начиная еще с традиций Феодосия Печерского), преподобный, что можно заключить из особенностей его руководства иноками Троицкой обители, полагал в основу своих подвижнических подвигов «Лествицу» Иоанна Лествичника, а также опыт о поучении великих учителей IV–XI вв., начиная с Григория Богослова, Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Златоуста. Григорий Нисский, по-видимому, был особенно дорог преподобному в силу его особой любви и прославления Божией Матери. Все эти утверждения основаны, главным образом, на косвенных данных.
Есть и еще один источник – икона «Святая Троица», написанная преподобным Андреем Рублевым «в похвалу Сергию Радонежскому». Именно она позволяет сделать ряд предположений о сущности учения преподобного Сергия Радонежского, о том, что же собственно послужило духовному возрождению Руси его времени, что продолжало одушевлять его последователей. Речь идет об учении преподобного Сергия о деяниях трех Лиц Святой Троицы для спасения человека.
Все писавшие об иконе [13] утверждают, что Андреем Рублевым запечатлен момент, когда Бог Отец обрекает Сына своего на крестную смерть для искупления всего человечества, а Дух Святой свидетельствует эту жертву. Таким образом, это первая Божественная Евхаристия, знаком чего и является Чаша, стоящая перед Ангелами. Позади левого Ангела, т.е. Бога Отца, изображен дом, символ божественного домостроительства, позади среднего Ангела – дерево, символ Древа Крестного, а позади правого Ангела – гора, символ богомыслия и Горнего Царства Духа Святого. Исполнены символики и одежды ангелов, особенно сияющий голубец. Однако средний ангел в знак своего богочеловечества облачен в двуцветную одежду, но украшенную клавом в знак божественного достоинства.
Хотелось бы обратить внимание на своеобразие ритма расположения ангельских фигур, что имеет первостепенное значение для раскрытия образности рублевской иконы. Левый и средний Ангелы ведут тихую беседу. Ее смысл угадывается во властном жесте левого Ангела – Бога Отца, – по неизреченной любви обрекающего Сына единородного в жертву.
Легкое склонение среднего Ангела в сторону Бога Отца выражает согласие на Крестную Жертву. Эти два Ангела связаны между собой: «тако возлюбил Бог» человека, что отдал Сына своего на крест, чтобы кровию Его искупить грех и избавить от смерти весь род человеческий. Это деяние Пресвятой Троицы обращено ко всему человечеству без исключения. В строе иконы есть едва уловимая пространственная цезура между фигурой правого Ангела, знаменующего Дух Святой, и фигурами левого и среднего Ангелов.
По-видимому, особая роль преподобного Сергия в служении Пресвятой Троице заключается в стяжении благодати Святого Духа как раскрытии основной цели человеческой жизни. Это учение и определило духовное возрождение Руси XIV в. Вера и надежда на жизнь вечную, содержащиеся в этой цели, должны были оживотворить дух русских людей, указать им на необходимость жертвенного спасения родной земли. Отсюда – и Куликовская победа.
Искупительная жертва, явившаяся актом любви человечеству, учила жертвенной любви друг к другу, необходимой в условиях татаро-монгольского завоевания. Но основным путем духовного восхождения по лествице оставалось самоочищение и борьба со страстями. Всему этому учил личный пример и повседневный опыт руководства своими иноками преподобного.
Чтобы продолжить характеристику того, что сделано преподобным Сергием, следует дать обзор святоотеческих учений о Духе Святом.
Круг учителей Церкви, писавших о благодати Духа Святого, включает: 1) мужей апостольских; 2) древнейших апологетов; 3) св. Иринея Лионского; 4) Тертуллиана; 5) св. Киприана Карфагенского; 6) Климента Александрийского; 7) Оригена; 8) свт. Кирилла Иерусалимского; 9) свт. Василия Великого; 10) свт. Григория Богослова; 11) свт. Григория Нисского; 12) прп. Макария Египетского; 13) свт. Иоанна Златоуста. [15] В виде прямых и скрытых цитат их речения обнаруживаются в писаниях ближайших «содругов» Сергия и явствуют из самого его подвижнического опыта.
К сожалению, мистические отсветы особой направленности подвигов преподобного можно увидеть лишь в описаниях видений, созерцательном характере подвигов таких близких по духу учеников и содругов, как Михей, Исаакий и Симон.
Литургические мистические явления (вплоть до постоянного сослужения ему Ангела Божия) свидетельствуют о том, как мало известно о подлинном содержании духовной жизни преподобного Сергия. Можно со всей определенностью повторить утверждение Г.П. Федотова о том, «что в лице прп. Сергия мы имеем первого русского святого, которого в православном смысле этого слова можем назвать мистиком, то есть носителем особой, таинственной духовной жизни, не исчерпывающейся подвигом любви, аскезой и неотступностью молитвы. Тайны его духовной жизни остались скрытыми для нас. Видения суть лишь знаки, отмечающие неведомое». [16]
В какой мере его «ученики, содруги и собеседники» воплотили в своих подвигах эту мистическую сторону духовного делания преподобного, нам неизвестно. Именно эта сторона подвига не может раскрываться миру, а личность преподобного была единственной, и если раскрывался он в своих дарованиях, то только перед ближайшими (все теми же Михеем, Исаакием и Симеоном). Преподобный Сергий – первый русский святой, удостоившийся не только видения Богоматери, но и эпитета «любимиче мой».
Значительность и неповторимость роли Сергия Радонежского в духовной жизни древней Руси нашла свое отражение прежде всего в исторических событиях: молитвенный подвиг вдохновил на ратный подвиг Димитрия Донского и всех русских воинов, сражавшихся и одержавших победу на Куликовском поле.
Окружавшие преподобного Сергия Радонежского близкие ему по духу люди, которых современники определяли тремя категориями близости, позволили распространить на весьма значительное пространство (включая Заволжье, русский Север) духовное воздействие личности Сергия Радонежского. И оно было не кратковременным, поскольку выстроенные его ближайшими сподвижниками монастыри в свою очередь превратились в очаги интенсивной духовной жизни, а идеалы преподобного воплотились как в формах, так и в росписях монастырских храмов.
Эпоху преподобного Сергия отличает исключительный подъем русской художественной культуры, отдельные памятники которой – а, может быть, и вся их совокупность – должны быть вновь оценены в непосредственной связи с ее содержанием.
Примечательна (и требует своего осмысления в исторической перспективе) идея избранности Русской земли в качестве хранительницы ценностей собственно духовной жизни, идея особого покровительства со стороны Божией Матери.
Личность Сергия Радонежского, его роль в возрождении Руси, «поверженной духовно» татаро-монгольским нашествием, будут малопонятны, если мера национального бедствия будет смягчена или неправильно оценена. Главное же, что является первоочередным, – это оценка и понимание исключительности мистического облика преподобного и достигнутого им духовного величия. Именно в этом величии, при полноте смирения – подлинное значение исторического прошлого Русской земли.
О.И. Подобедова
Древне-русское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. Санкт-Петербург. 1998.
Примечания
[1] Ключевский В.О. Значение прп. Сергия для русского народа и государства // Богословский вестник. 1892. Вып. 11. С. 199–215 (далее – Ключевский, 1892). Переизд.: Очерки и речи: Второй сборник статей В. Ключевского. – М., 1913.
[2] Ключевский, 1892. С. 202.
[3] Там же. С. 201.
[4] Там же. С. 203.
[5] Там же.
[6] Там же. С. 205.
[7] Там же. С. 205.
[8] Напомню, что епифаниевская редакция жития сохранилась в составе Второй Софийской и Никоновской летописей и в Лицевом летописном своде второй полови¬ны XVI в. Что же касается остальных списков жития, в частности лицевого Жития 1590-х годов (РГБ), то там текст несет следы переработки и редактуры Пахомия Серба. См. об этом: Арциховский А. В. Древнерусские ми¬ниатюры как исторический источник. – М., 1944; Голубинский Е. Преподобный Сергий и созданная им Лавра. – М., 1909. С. 11; Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей. – М., 1965. С. 274; Щепкина М.В. Царские лицевые рукописи конца XVI – начала XVII века: (Художественные и бытовые особенности): Дис. … канд. искусствоведения. – М., 1947. Что касается состава текста и содержания иллюстрирующих его мини¬атюр, вошедших в Лицевой летописный свод, то они от¬личаются особой конкретностью и независимы ни от ико¬нографии клейм житийных икон преподобного Сергия, ни от известных иллюстраций лицевых житий (тем более, что все они возникли позднее). «Повесть о препо¬добном Сергии» в Лицевом летописном своде имеет 77 миниатюр. Характерно, что столь же самостоятельны по иконографии и содержанию миниатюры «Сказания о Сте-фане Пермском» в Лицевом летописном своде (см. так на¬зываемый «Древний летописец», Т. 3. – Л. 571–677 об.). Том хранится в ВАН.
[9] Ключевский, 1892. С. 208.
[10] Ключевский, 1892. С. 199–215. (см.: Лицевой летописный свод второй половины XVI в.). Там же, на л. 54 тома 2 «Древнего летописца» изображено «затворение» преподобным новгородских храмов.
[11] В.О. Ключевский приводит примечательные данные о числе монастырей, возникших на протяжении 1240–1340 гг. Их было всего несколько десятков, тогда как за 100 лет – с 1340 по 1440 г. – было по¬строено 150 (Ключевский, 1892. С. 210).
[12] Голубинский Е. Преподобный Сергий и создан¬ная им Лавра: Жизнеописание прп. Сергия и путево¬дитель по Лавре: Изд. 2, испр. и доп. – М., 1909. С. 19. Весьма интересно сопоставить эту часть Жития со «Сказанием о преподобном Сергии», читающемся в Со-фийской II, Никоновской летописях и Лицевом лето¬писном своде. Софийская II летопись содержит житие преподобного Никона, где повествуется о том, что именно он поручил Андрею Рублеву написать икону Пресвятой Троицы «в похвалу» Сергию Радонежскому. См.: ПСРЛ. – СПб., 1853. Т. 6 (под 1408 г.).
[13] Первым, кто дал, с моей точки зрения, самое точное истолкование как содержания, персонификации Ангелов, так и символики отдельных деталей иконы, был И.Э. Грабарь. Его работа и сегодня не утратила своего значения (см.: Грабарь И. Андрей Рублев: Во¬просы реставрации. – М., 1926. Т. 1. Не утратила, впро¬чем, свой основной пафос и работа Н.П. Лихачева (Лихачев Н.П. «Манера письма Андрея Рублева»: Реф., чит. 17-го марта 1906 г. / Изд. ОЛДП. – СПб., 1907. Т. 126). Сегодня почти забыты и статьи Н. Пу¬нина (Пунин Н. Андрей Рублев // Аполлон. 1916. № 2, особенно С. 19), а также наблюдения А.Н. Свирина (Щербаков Н., Свирин А. К вопросу о творчестве Анд¬рея Рублева. – Сергиев, 1928).
[14] Богатый материал см.: Катанский А.Л. Учение о благодати Божией в творениях св. Отцов и учителей Церкви до блаженного Августина. – СПб., 1902 (далее: Катанский, 1902). Известно, что и сам преподобный, и его ближайшее окружение не только читали, но и перепи¬сывали святых Отцов. Митрополит Алексий перевел с гре¬ческого и собственноручно написал текст Евангелия. К этому тексту не раз обращались русские справщики (пе¬чатники) и в эпоху Ивана IV, и в эпоху Патриарха Ни¬кона как к тексту, не имевшему погрешностей. Что ка¬сается других учеников и «собеседников», то можно уве-ренно говорить о высокой образованности Нила Сорского, отчасти Кирилла Белозерского и Саввы Сторожевского. Однако наибольшие данные о круге чтения содержат пи¬сания Нила Сорского. См.: Преподобный Нил Сорский и его устав о жительстве скитском (изложенный еп. Иустином). – Берлин, 1939. «Устав» Нила Сорского – это, как свидетельствуют исследователи, «почти исчерпывающий трактат по православной аскетике. Недаром его называют „Малым Добротолюбием”» (см.: Там же. С. 17).
[15] Катанский, 1902. С. 21.
[16] Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М., 1990. С. 150.