Самообладание – одно из важнейших качеств православного христианина

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия! Хотелось бы обратить Ваше внимание на одно очень важное качество православного христианина, без которого невозможно соблюсти заповеди Христовы, не добиться какого-либо нравственного опыта. Это самообладание. Как учил о нем архимандрит Сергий (Шевич): «нужно всегда следить за тем, чтобы быть трезвенными, бодрыми, чтобы обладать, по слову апостола Павла, ревностью (2 Кор. 11:2; Евр. 6:11-12). Христианин не должен быть пассивным, пускать все на самотек, нужно брать жизнь в свои руки; нельзя поддаваться и идти на поводу у ощущений, воображения, впечатлений, но во всем и всегда нужно быть себе хозяином. Это та добродетель, которая у святых отцов названа «воздержанием» в самом широком смысле этого слова».

А проявляя воздержание, приходится жертвовать собою, приятным времяпрепровождением, эмоциями, своим личным временем, но все это ради достижения цели.

Например, необходимо выучить какой-либо предмет. И тут, как всегда, возникает тысяча причин этого не делать. Невольно возникает дилемма: либо расслабиться лишний раз, погулять с друзьями, либо все же, пожертвовать тем приятным опытом и в образном понимании «отсечь себе руку» и окунуться в то, от чего обычно бывает скрежет в сердце и наводится сонливость, в тот предмет, который необходимо выучить. И так каждый день, жертвовать своим бесценным временем. Но чем больше себя ограничиваешь в этом, тем легче себя заставить, тем больше самообладание, лучше самоконтроль, лучше самопознание, то есть человек выявляет для себя то, что он может от себя ждать и негативные качества теперь можно исправлять. Помимо всего прочего налаживается учеба. Таким образом, казалось бы, жертвуя многим, на самом деле мы жертвуем малым, приобретая гораздо большее. Состояние человека становится более окультуренным, а на культурную почву можно посадить гораздо больше, и плоды будут качественнее. Даже тот навык, которым пожертвовали в самом начале, теперь легче привьется и качественнее вырастит.

И наоборот, отсутствие самообладания приводит к саморазрушению личности.

Но это все относится больше к душевной составляющей, а что касается духовного, то самообладание присутствует и в молитве.

В своем творении «Мужество молиться» митрополит Сурожский Антоний писал: «душа приобретает доселе ей неведомые трезвость, внимание … хранит полное самообладание».

Прп. Серафим Саровский считал самообладание большей добродетелью, чем вериги и власяница.

Один из учеников преподобного Серафима Саровского начитавшись про подвиги святых отцов, возгорелся и сам одеть вериги и власяницу. И в течение трех лет со времени поступления в монастырь получил желаемые вещи и пошел просить благословения отца Серафима.

И тот в свою очередь, не давая даже задать вопрос, размахнулся, как будто хотел сильно ударить, но не ударил, а только прикоснулся к уху и сказал: «Вот кто тебя таким образом заушит, – это духовная и самая тяжелая верига», потом как бы желая оплевать, сказал: «А если кто-нибудь заплюет тебе таким образом глаза, – вот это духовная и самая спасительная власяница; только надо носить их с благодарением. И знай, что эти духовные вериги и власяница выше тех, о которых ты думаешь и которые носить желаешь…». Преподобный Серафим говорил о том, чтобы мы «…старались стяжать духовное самообладание и победу над самими собою, заключающиеся в том, чтобы оскорбления мы переносили великодушно, от неприятных слов не приходили в уныние или отчаяние…».

Так последуем же и мы, братия, увещеваниям преподобного Серафима, и будем сохранять, и укреплять наше самообладание, в какой бы ситуации мы бы не оказались. Аминь!

Воспитанник КДС Андрюшенков Валерий