“Самые главные слова”

Однажды Христос понудил учеников пересечь в лодке Галилейское море. Вечером они отправились в плавание, а Господь остался на берегу. Ночью Он молился, апостолы же плыли с великим трудом, ибо погода испортилась и море разыгралось. Под утро, измученные борьбой с непогодой и почти отчаявшись в спасении, они увидели Учителя. Он шел к ним по водам.

Чтобы понять смысл этого действия Христа и других чудес, которые Господь совершал в Своей земной жизни, стоит обратиться к чуду исцеления расслабленного, которого друзья спустили к ногам Спасителя через кровлю дома. Когда Христос говорит больному, что ему прощаются грехи, книжники обвиняют Его в богохульстве (см. Мф. 9, 2—3). В ответ на их ропот Спаситель совершает явное чудо. Он приказывает парализованному человеку подняться с постели и самостоятельно идти домой. Тот незамедлительно исполняет повеление, прославляя Бога (см. Лк. 5, 21—25). Чудо телесного исцеления расслабленного явилось видимым подтверждением произошедшего с ним незримо исцеления души вследствие прощения грехов.

Возроптавшие книжники были знатоками Писаний и правильно утверждали, что властью прощать грехи обладает только Бог. Расценивая как кощунство слова неведомого им Проповедника, они возмущались вполне справедливо, и Христос совершает чудо в подтверждение Своего божественного права произносить эти слова. Фраза «прощаются тебе грехи твои» – ключевая в Его служении. Христос пришел в земной мир, чтобы спасти всех людей от их грехов.

Однако для этой цели недостаточно одного прощения Божия. Необходима вера самих людей во Христа. Ради того, чтобы убедить ожидающих Его пришествия людей в Своей власти прощать им грехи, распоряжаться жизнью и смертью, изменять законы физического мира, Спаситель творит видимые чудеса. Он проявляет Свою Божественную природу многообразными чудесами в разных обстоятельствах.

На этот раз Он избирает наглядный, абсолютно чудесный способ показать ученикам Свою власть над природными стихиями: Он идет к ним на помощь, ступая по воде.

Апостолы пребывали посреди моря одни, среди бушующего шторма долго – три ночные стражи (см. Мф. 14, 24—25), то есть девять часов. Это практически вся ночь. Из последних сил они боролись с бурей, помощи ждать было неоткуда, а Господь все не приходил…

Нашу жизнь можно сравнить с бурным морем, полным опасностей и неожиданных препятствий. Нередко в тяжелых жизненных ситуациях человек впадает в растерянность и смятение. Он борется до изнеможения, подобно апостолам на Галилейском море, но никто не приходит ему на помощь. Тогда человеку кажется, что Бог забыл о нем, удалился и оставил наедине с трудностями. Очевидно испытывая подобные чувства, псалмопевец восклицал: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?.. Боже мой! я вопию днем, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения» (Пс. 21, 2—3).

Скорбь от ощущения одиночества, богооставленности знакома многим, даже святым людям. Сам Спаситель на Кресте произнес эти слова пророка: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15, 34). Разумеется, Христос не мог оставить Сам Себя как Бог. Эти слова не означают, что разделилась в Себе Святая Троица и Бог Отец оставил Бога Сына. Они отражают совсем иное. Подобно выступлению адвоката на процессе от лица подзащитного, Спаситель на Кресте изрекает слова пророка Давида, поскольку в Боговоплощении принял в Свою Ипостась человеческое естество и стал представителем человеческого рода, который со времен грехопадения лишился рая и пребывает в состоянии богооставленности.

Произнесенные в момент крестных страданий слова Христа о богооставленности свидетельствуют, что никакие подвиги человека, как бы они ни были велики, не могут воссоединить его с Богом. Это воссоединение — прерогатива Творца. Он примиряет человека с Собой, а человеку совершить это примирение не по силам. Человеческих действий, которые могли бы «снизу» решить проблему богооставленности, не существует. Она решается только действием Божиим по спасению каждого из нас.

Любой человек постоянно находится в «поле зрения» Бога. Каждому человеку — от Божией Матери и великих праведников до самого последнего грешника — Господь с одинаковой силой желает спасения. Никто не обделен Его вниманием, никого Бог не оставляет ни на секунду. Тот же пророк Давид в изумлении восклицал: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8, 5). Каждому из нас Бог дарит всю Свою любовь, все Свое милосердие. Но мы сами бываем не готовы принять Его, по маловерию не признавая Его реальности (ср. Мф. 14, 26).