“Семинария, как один из видов духовного братства”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

С чего начинается каждая первая проповедь в этом храме? Правильно, со слов: “Дорогие отцы и братья!” А кто-нибудь из вас, моих названных родственников, задумывался о сути этого избитого и порядком затёртого семинаристами выражения?

Только вдумайтесь, мы проводим здесь целых пять лет своей жизни, причём, что называется “лучшие годы”, годы самые яркие, самый-самый пик бытия. Весь цвет нашей молодости, нашей юности пройдёт здесь. Именно здесь мы любим до дрожи по коже, и именно здесь, возможно впервые, остаёмся один на один с Богом, встав на молитву где-нибудь в уголке храма. Сейчас, то самое время, когда крепче всего сжат мой кулак и когда жарче всего пылает пламя в моей груди; время, когда остры мой юмор и мой взор, когда уже есть сила, но ещё не давит ответственность.

Я не собираюсь сейчас петь дифирамбы этим стенам (таких людей хватает и без меня), но хочу напомнить, что именно сюда большинство из нас пришли совсем ещё “зелёными”, выпавшими из гнезда или оторвавшимися от мамкиной юбки, а уйдём мы такими, какими останемся на всю жизнь. Момент истины именно здесь и именно сейчас.

В древности наши предки братались, обмениваясь нательными крестами, мы же с вами на полдекады связаны единым общим крестом, который совместно несём на гору самоотречения, чтобы сораспяться Христу в деле служения людям. Мы столько всего вместе пережили, и столько ещё переживём, так не братья ли мы?! Братья не по одному названию, не по слову, слишком часто используемому без вникания в смысл, а по сути, по единой христианской крови и по священническому, пастырскому духу.

Не так давно одного из наших ребят отчислили. Такое бывало и раньше, случай не первый, и, к сожалению, наверно, не последний. Однозначно не нам с Вами, братья, судить, справедливо всё произошло или нет, меня не на шутку взволновало другое. Я часто слышал, как обсуждают и осуждают того парня, который выбыл из наших рядов, и до этого события и после. Много чего я тогда услышал и справедливого, и не совсем; только сочувствующих, сострадающих не нашлось, не попалось мне.

Наш брат вполне может быть грешен, ведь все мы люди и все мы немощны, а свят Един токмо Бог. Наш брат вполне может быть недостоин учиться в этих стенах; ну, а кто дерзнёт сказать, что достоин он? Нас с вами всего 70 из всей миллионной Калужской области. И это, не учитывая того, что половина из нас туляки, украинцы, владимирцы, москвичи и краснодарцы. Нас так мало, а мы не держимся друг за друга. Помогаем с неохотой, осуждаем друг друга “за глаза”, и во всём видим причину и повод разделиться. Например: “Я со старшего курса, а ты с младшего”, или “Пусть первокурсники работают”, или “Вот когда мы были на первом курсе, мы  каждый день были заняты”, или моё любимое: “Пусть кого-нибудь другого пошлют”.

Вот так выглядит наше подлинное отношение к ближним, и точно так же мы будем поступать и в постсеминарской, пастырской жизни. А ведь здесь перед нами даже не избитые разбойниками чужаки-самаряне, а наши собственные, наши родные старшие или младшие братья.

Мы же здесь друг у друга все, как на ладошке, что же мы творим?! Нам давно пора задуматься, что вместо священников – пастырей стада Христова, мы рискуем превратиться в тех служителей алтаря, которые каждый день проходят мимо нуждающихся, бедных и больных, мимо Того, Кто сказал, что равнодушные к страданиям малых сих равнодушны и к Нему Самому, Подателю всех милостей и благ.

Есть мнение, что каждый человек должен открыть в тексте Священного Писания или молитв что-то своё, глубоко личное, некий свой смысл, своё переживание. Хотя бы один стих, одно выражение, одну, по-особенному, неподражаемо звучащую для себя фразу. Лично моё сердце наполняет неимоверным восторгом эта: “Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупe?”

Наша с Вами сила, братья, в нашем единстве. Я знаю, что очень многие тесно дружат по двое, по трое, и это хорошо, но как было бы замечательно, если бы все 70, все мы были вкупе. Наш единый союз выдержал бы что угодно, и мы бы не дали в обиду никого из наших никому!

Я хочу сказать, что, к сожалению, жизнь или конкретные люди очень часто ломают нас, пытаются подмять под себя, навязать своё видение мира и заставить жить по чужим для нас правилам. И остаться самим собой, остаться верным своим ценностям можно, лишь почувствовав рядом плечо друга.

То чувство, когда на свете есть человек, которого ты выделяешь из круга остальных, не спутаешь ни с кем, да и словами никакими не передашь. Но даже самый лучший друг, если он один, может не оказаться рядом тогда, когда он нужнее всего. В конце концов, он всего лишь человек, слабый и грешный сам по себе. Отречься же от греха и обрести силу человек может лишь с Богом. Христос говорит нам, что Он там, где несколько собраны во Имя Его.

Наше спасение от внешнего греховного гнёта там, где не одно, а сразу пять, десять, семьдесят плеч встанут в нашу поддержку и к нам на помощь. Думаю, каждый из нас помнит, как становится приятно, и как же бодрит, когда тебе просто жмут руку и хлопают по плечу.  Так не будем же, дорогие братья и отцы, себя этого лишать, памятуя о единстве Церкви и держа в уме слова Пресвятой Богородицы: “Аз есмь с Вами, и никто же на Вы”!

Аминь!

 

Воспитанник 4-го курса Калужской духовной семинарии Олег Плешаков