Слово митрополита Климента на открытии Оптинского форума

Всему свое время, и время всякой вещи под небом: … время разбрасывать камни, и время собирать камни, …время молчать, и время говорить. (Еккл. 3: 5, 6)

Сердечно приветствую участников и гостей Оптинского форума.

Я не случайно привел эти слова Премудрого Соломона. В XXI веке наше Отечество вновь оказалось в непростой ситуации, и они должны отогнать дух уныния, дух пессимизма от наших сердец.

Сегодня мы имеем уникальную возможность свободно говорить и обсуждать любые проблемы нашего общества. Похожая обстановка существовала, пожалуй, только в начале XX века, и это было время расцвета религиозно-философской мысли в России.

Хотелось бы обратить внимание собравшихся на опубликованную в 1909 году статью Симеона Франка «Этика нигилизма». В ней он выражает озабоченность грядущим России и русской культуры. Сравнивая то время с современной ситуацией, можно констатировать, что сегодня, как и тогда, наше общество находится на перепутье и еще не встало твердой ногой на стезю культурного созидания.
Оглядываясь на прошедшее столетие, мы видим, что наша Родина пережила небывалые революционные потрясения, гражданскую войну, экономический взлет за счет жестокой эксплуатации, вплоть до геноцида собственного народа, изматывающее внешнее противостояние в холодной войне, — и все это завершилось катастрофическим разложением советского государства и его институтов. Мощнейшая военная машина, небывалые по масштабам учения, пышные парады, международный авторитет в одночасье рассеялись, как утренний туман от лучей восходящего солнца… Почему? Потому что все строилось на отрыве от своих духовных корней, на «песке противления» Слову Божию: «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7: 27).

Где же искать основание нашей государственной, культурной и общественной жизни? В вере! На вечных непреходящих ценностях Евангелия должны мы воспитывать молодежь.

Всего несколько дней назад вся наша страна отметила 70-летие победы над фашизмом. Великая Отечественная война стала для России самым суровым испытанием XX столетия. Стране был нанесен тяжелейший экономический урон, война унесла миллионы жизней. Но давайте посмотрим, какой она вступила в войну, и какой стала после нее! Общество было разделено, везде искали врагов народа, миллионы расстрелянных и осужденных в годы Большого террора (1937-1938 гг.), ‑ вот что представляла страна в начале 1941 г. Но годы испытаний сплотили наш народ, объединили его на борьбу с врагом, который посягнул на его святыни, на идеалы его многовековой культуры. Несмотря на то, что молодое поколение было воспитано в атеизме, старшие поколения сохраняли православную веру, в семьях были еще сильны традиции Святой Руси. В обращении к своим духовным истокам наш народ черпал силы на борьбу с превосходящим по силе врагом. Великая Отечественная война для многих советских людей, независимо от партийности, стала временем обретения веры в Бога и началом жизни по Его заповедям.

Однако, 70 лет пропаганды нигилистического морализма и механико-рационалистической теории счастья (построения рая на земле) обезволили наш народ, подорвали его созидательные силы в материальном и, что самое главное, в культурном аспектах. Симеон Франк замечательно описал логику русской революции: «Причины, препятствующие устроению земного рая, лежат не внутри, а вне человека — в его социальной обстановке, в несовершенствах общественного механизма. И так как причины эти внешние, то они и могут быть устранены внешним, механическим приемом. Таким образом, работа над устроением человеческого счастья с этой точки зрения есть по самому своему существу не творческое или созидательное, в собственном смысле, дело, а сводится к расчистке, устранению помех, т. е. к разрушению».

Этим тяготением к разрушению и отрицанию объясняется блуждание советской культуры, лишенной связи с вечными ценностями, и ограничивающейся утилитарным удовлетворением «культурных потребностей» масс. Но объективные ценности существуют, и это то, что выше субъективного утилитаризма. Царство Божие нудится, надо потрудиться, чтобы войти в него. Современной отечественной светской культуре надо осознать, что дожидаться «счастья для всех даром», без внутреннего преображения человека, — это самообман и опасное самообольщение.

Все же спустя столетие хочется разделить и оптимистический настрой Симеона Франка. Из непростой для нашего общества ситуации сегодня есть выход, но для его реализации как никогда необходим труд, особенно духовный. Нигилистический морализм, противостоя живой религиозной вере, всегда препятствовал открытому творческому диалогу Церкви и интеллигенции. Нам всем необходимо запастись терпением, чтобы начать слышать друг друга.

Наш отечественный богослов святитель Феофан указывает, что христианство ведет человека к «победности», к созиданию Царства Любви и Правды, в то время как грех — к разрушению, извращению естественной человеческой личности, являясь поистине «двигателем разрушения».

Свое выступление хочу завершить словами апостола Павла, который призывает нас облечься «в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14).