Слово митрополита Климента на праздник Покрова Божией Матери
Поздравляю всех с праздником Покрова Владычицы нашей Богородицы!
В этот день мы вспоминаем события более чем тысячелетней давности: внезапное появление флотилии языческой Руси у стен столицы Восточной Римской империи, варварское разграбление предместий Второго Рима и видение Андрея Юродивого во время молитвы в храме, где хранилась риза Богородицы. Святой видел, как Царица Небесная в усердной молитве к Богу покрывала Своим омофором христиан, умолявших об избавлении от неистовства язычников. Покаянная молитва принесла им чаемое спасение: поднялся шторм, многие корабли потерпели крушение, и осада города была снята.
Это событие не оставило особого следа в памяти ромеев. А вот на князя-язычника и его дружину оно произвело глубокое впечатление, открыв им особое покровительство Божией Матери христианам. Как некогда предвестием грядущего просвещения Рима было явление на небе Креста императору Константину, так и явление Покрова Богородицы стало знамением скорого обращения ко Христу всей Руси. Неслучайно символами православной России являются храмы, освященные в честь праздника Покрова Божией Матери: Покровский собор на Красной площади (храм Василия Блаженного), храм Покрова на Нерли и другие.
До наших дней Покров Пресвятой Богородицы — один из наиболее почитаемых в нашей стране церковных праздников, когда мы просим Приснодеву Марию защитить всех нас, всю Россию.
Помимо внешних угроз самыми страшными бедствиями для нашего Отечества всегда были внутренние смуты. Их неудержимая разрушительная энергия неоднократно ставила наше государство на грань исчезновения. Русский максимализм, по мнению Льва Шестова, коренится в еще не вполне израсходованной вере народа в победу над мировым злом. “Я не принимаю этой жизни!” — такова максима, вложенная великим Достоевским в уста его героя Ивана Карамазова. И это моральное воззрение, отражающее глубокое неприятие человеком сложности и кажущейся несправедливости бытия, по сути дела, лежит в основе всех внутренних потрясений нашего общества.
Однако, как учит история, борьба со злом с его же помощью только умножает зло. Как писал еще сто лет назад Симеон Франк, “ненависть соответствует разрушению и есть двигатель разрушения”. Но это вовсе не значит, что зло непобедимо. Воскресением Христовым оно побеждено две тысячи лет назад и лишено перспективы в вечности. Каждый человек может стать участником этой победы, если постарается последовательно отвергать зло и неправду в своих мыслях, словах и поступках через дела евангельской любви, самоотвержения, сострадания.
Только любовь может быть двигателем творчества и укреплением для каждой личности, семьи и целого народа. Примером в этом для нас является Пречистая Дева Мария. Она не роптала на Бога за посланные Ей испытания, не проклинала одержимых ненавистью книжников и фарисеев, не желала отмщения римским палачам, распинавшим Ее Сына и Бога нашего. Отображая Его любовь ко всем людям, Пресвятая Богородица принимала чужие беды и горести как Свои и всегда спешила на помощь тем, кто в ней нуждался.
Вот почему Покров Божией Матери, простертый над осажденным Константинополем, не столько привел к военному поражению язычников, сколько принес им духовную пользу. Их потомки, приняв крещение в водах Днепра, из многочисленных разрозненных племен, живших на Восточно-Европейской равнине, собрали и построили великое государство Русь — ту самую Россию, которая стала Домом Пресвятой Богородицы. Божия Матерь не раз сохраняла наш народ и Церковь в дни великих потрясений. И сегодня мы молитвенно обращаемся к Ней: “Радуйся, Радосте наша, покрой нас от всякого зла честным Твоим омофором!”