Слово на Вознесение Господне и день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сорок дней пребывая по Своем Воскресении с апостолами, наставляя и уча их, Господь, после окончания своего земного служения возносится на Небо, к Отчему престолу, чтобы воссесть одесную славы Бога Отца. Но если задаться вопросом, почему именно плотским вознесением, завершилась земная жизнь Спасителя? Естественно напрашивается ответ – не мог же Тот, Который победил смерть, воскрес из мертвых, остаться на земле навсегда. Но это простой ответ, который закономерно вытекает из понимания того, о ком мы говорим, из понимания того, что речь идет не просто о человеке, но о Богочеловеке. Замысел Бога о людях намного глубже, не могли уместить его изначально даже сами апостолы, которых Христос учил и приготовлял, после своего воскресения на протяжении сорока дней, к принятию Утешителя, Духа Святого от Отца исходящего. Не можем уместить его и мы, по нашей греховности. Открывается он только в любящем сердце. В человеке, который уподобляется Спасителю во всем. Потому что только в таком сердце, в таком человеке может почивать Дух Святой, который и помогает нам уразуметь глубины Божьего промысла о нас. Таким человеком был святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Но к личности этого великого тайноведца и возлюбленного ученика Спасителя я вернусь в конце своей проповеди. А сейчас, хотелось бы все-таки разобраться, какой смысл несет в себе праздник Вознесения Господня, что Церковь возвещает своим чадам этим событием?

Вознесение Спасителя на небо удивило апостолов, и привело их в восхищение, хотя Христос и раньше, после Своего Воскресения, совершал множество чудес. Он являлся в закрытой горнице, проходил сквозь стены, мгновенно преодолевал большие расстояние, и все эти чудеса уже очевидно говорили о его преображенном теле, поэтому ничего удивительного не должно было показаться апостолам в момент Вознесения.

Но все дело в том, что здесь присутствовала некая тайна, это то, о чем мы зачастую совершенно не задумываемся. Это тайна, которая несет в себе глубочайший, и воистину величественный для человека, догматический смысл. Господь наш Иисус Христос «вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк.16,19). И сила этого восхождения заключается в нерасторжимости человеческого и божественного естества, которое после Вознесения Господня вошло в величие славы пресвятой Троицы «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира». (Ин.17,22-24)

Эту тайну Господь открывает своим апостолам, своим ближайшим ученикам. Именно поэтому после разлуки с возлюбленным своим учителем, со своим Господом, когда надлежало плакать – скорбеть, апостолы – радовались, как повествует нам об этом событии Евангелист Лука, они с радостью вернулись в Иерусалим (Лк.24,25). Уразумев тайну Божьего Промысла, которую Спаситель открыл им, и после которой они просто не могли не исполниться радости, дивясь величию милосердия Божия к Своему созданию. Как пишет об этом событии архимандрит Афанасий Нечаев «…Как радовалась земля в день рождения Христа, в день воплощения Сына Божия, так возрадовалось ныне небо в день “рождения” Христа на небе, в день Его появления в человеческом теле среди бесплотных. Тогда Сын Божий стал Человеком, теперь человек стал богом. Тогда Ангелы удивлялись, видя унижение Сына Божия, теперь они удивляются возвеличению Сына Человеческого. Тогда слава Сына Божия — в несвойственном Ему уничижении, ныне Его слава — в высоте Его положения. Небо и земля, начало и конец, Альфа и Омега — все соединилось. Слава воссияла в унижении, унижение стало славой. Сын Божий унизился, чтобы возвысить человека. Он сошел на землю, чтобы взять на небо человека. А во Христе весь человеческий род обожился, вознесся на высоту и сел во Христе одесную Бога. И все силы небесные радостно восклицали: “Слава в вышних Богу, на земле мир, в человецех благоволение».

Это обожение человека, и совершилось оно Господом нашим Иисусом Христом, который после воплощения, принявши нашу человеческую природу, во всем сделался подобным человеку, кроме греха, воскрес, затем вознесся на Небо облеченный в человеческое естество, и нераздельно пребывает с ним во славе Пресвятой Троицы. Человек после грехопадения не имел силы восстановить потерянное богообщение, он стал служителем своей плоти. И только Христос открыл нам этот путь, «Первый Человек», «Новый Адам», преобразил в Себе наше тленное естество и вознес его ко престолу Божию. Во Христе осуществился замысел совета Пресвятой Троицы, во Христе человечество одержало победу над грехом, во Христе мы соединились с Богом.

И сила этого этой великой тайны постигается нами в таинстве святого Причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, благодатью Святого Духа. Когда мы приобщаемся Святым Тайнам, соединяемся со Христом, соединившим Свое Божественное естество, роду человеческому. В этом таинственном литургическом соединении с нами торжествует все та же тайна Богочеловечества, все та же тайна Божьего замысла о человеке. Потому что, причащаясь Тела и Крови Господней, по словам апостола Павла, мы «смерть Господню возвещаем». Но соединяясь с Господом, мы возвещаем не только смерть, но и Воскресение Христово, победу над смертью. Мы так же возвещаем и Вознесение Сына Божия в естестве человеческом на престол Божий. В Литургии святителя Иоанна Златоуста есть молитва, свидетельствующая о ранее сказанных словах, в ней священник молится: «Поминающе убо спасительную сию заповедь, и вся, яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие». Поэтому, причащаясь Святых Таин, великий Божий замысел о человеке становится нашей жизнью, он открывается в нас. Мы делаемся чадами Божиими, и обоживающая нас благодать по слову святого Афанасия Великого «изливается (на нас) от Отца через Сына в Духе Святом». Вот почему Спаситель говорил своим ученикам «лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не  придет к вам; а если пойду то пошлю Его к вам …Он, Дух истины, наставит вас на всякую истину».(Ин.16,7-13).

Итак, что же нужно делать человеку, чтобы стать причастником этих славных событий, чтобы не оказаться на периферии Церковной жизни. Для этого необходимо, прежде всего, покаяние, чтобы сбросить греховную пелену с духовных очей, чтобы мы грешные смогли воспринять ту благодатную силу даруемую нам Богом. Что благодать Святого Духа смогла проникнуть в нас, и действовать во спасение. Это синергия Божественной и человеческой воли, и если человек соединяет свою волю с промыслом Божиим о нем, Господь делает такого человека «богом по благодати».

Человек, который сподобился отчасти созерцать славу Господню, это апостол и евангелист Иоанн Богослов, который является автором одной из самых таинственных книг Нового Завета – Апокалипсиса. Его память мы сегодня молитвенно чтим. Его еще называют апостолом любви, он настолько возлюбил своего Учителя, что даже при крестных страданиях Спасителя не оставил Его, в отличие от остальных учеников. Спаситель вверил ему заботу о Пречистей Своей Матери, Приснодеве Марии, и именно этот ученик удостоился чести, быть возгласителем и тайноведцем великой промыслительной силы Божией о роде человеческом. Как апостол Иоанн повествует о себе в книге Откровения: «Я «увидел… подобного Сыну Человеческому… Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его — как пламень огненный… и лице Его как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый» (Откр.1,12-17). А возможностью для такого великого Откровения Божия, послужила, конечно же, любовь апостола к ближним и Богу. Любовь, которая, по словам еще одного тайноведца Божия – апостола Павла, «никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится… (потому что) Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (Кор.13,8-12). И апостол Иоанн Богослов как «возлюбивший много» удостоился видения и свидетельства величия любви Божией к роду человеческому. И мы с вами, дорогие братья и сестры, в столь важный и преисполненный величия день – Вознесения Господня, да последуем примеру возлюбленного ученика Христова, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, память которого мы сегодня чтим. По мере своих сил и по благодати неизреченной милости Божией станем свидетелям великих благодеяний Божиих о роде человеческом.

Аминь!

 

Воспитанник КДС Гандера Сергей