«Слово в день Похвалы Пресвятой Богородицы»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святая Церковь совершает Похвалу Пресвятой Богородицы. Центр и особенность этого дня в богослужении выражается в том, что на утрене читается акафист Пресвятой Богородицы. Самый первый и самый красивый акафист из всех.

Слово акафист греческого происхождения и переводится как «неседальный». И пришел он к нам, вместе с верой, из Греции тех времен – Византии.

Все, что происходит в истории человечества, возникает во времени и связано со временем. И появление этого акафиста – это время тяжелейших испытаний Византийской империи.

Тогда, в 7 веке, шли великие византийско-персидские войны. В 626 году соединенные войска персов, аварцев и славян со всех сторон осадили Константинополь, в котором даже не было регулярной императорской армии. Соотношение христиан к персам, варварам и язычникам было 1/10.  Плюс к этому в городе был голод и недавно прошла эпидемия, унесшая множество жизней. Окрестности были взяты и разграблены, а помощи ждать не приходилось. По всем законам военного искусства город был обречен.

И вот, понимая это, патриарх Константинопольский Сергий взял икону Пресвятой Богородицы и с духовенством, народом, молясь и сокрушаясь начал обходить город по крепостной стене. Люди плакали и молились Господу и Божией Матери, потому что только заступление свыше могло их спасти.

И вот, удивительным, непоследовательным и загадочном образом славяне, заполнившие всю бухту Золотого Рога, в день наступления были потоплены внезапно налетевшей бурей, а сухопутные авары и персы, видя это и дрогнув от чуда, превратились в практически беззащитную горстку трусов, которых греки вскоре и опрокинули.

Ликующие ромеи пошли во Влахернский храм и всю ночь неседально хвалили и прославляли Взбранную Воеводу Победительную, которая избавила от злых. И вот, в благодарность, диакон великой церкви Георгий Писидийский собрал воедино бывшие к тому времени древние молитвы и кондаки Пресвятой Деве, добавил к ним свои молитвенные славословия и из под его пера вышел тот великий гимн, который читается в Церкви уже более тысячи лет.

Акафист насыщен хвалебными гимнами в честь Девы Марии с выражением Ей благодарности от лица жителей Константинополя за Ее многие и великие благодеяния, оказанные православным людям. Приняв в основание и повторяя многократно приветствия Ангела-благовестника Богородице: “Радуйся,” писатель акафиста в молитвенных воззваниях к Богоматери приводит в нем многие ветхозаветные прообразы, относящиеся к лицу Девы Марии. Он перечисляет совершенства Божией Матери и Ее величие перед Богом, а также разнообразные благодеяния, постоянно являемые Ею верующим.

Акафист заключает в себе, как обыкновенно бывает в подобных произведениях, 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита. Начальный кондак написан ямбическими рифмованными стихами, в каждом из икосов заключается по двенадцать воззваний: “Радуйся,” которые также писаны рифмованными стихами, при том с созвучными словами не только на конце, но и в середине каждого двустишия; и, наконец, в каждых двух соответственных стихах содержится по одинаковому числу слогов.

Чуть позднее праздник был внесен в уставы монастырей святого Саввы Студийского, которые потом переняла и наша, Русская Православная Церковь. Этот праздник стал общим для всей Восточной Церкви.

Это совсем не случайно, даже для масштабов целого государства. Так, свое заступничество над народом, не только греческим, но и русским Пресвятая Богородица являла огромное количество раз. Например, в 14 веке – спасение обескровленной и недавно сожженной Москвы от Тимура Лэна (Тамерлана), покорителя всей Малой Азии и Кавказа. 15 век – защита от хана Едигея, затем и Михмед-гирея, 17 век – помощь в победе над польскими интервентами, 19 век – спасение Калуги от Наполеона при чудесных обстоятельствах. И во все это время в храмах, в пятую Неделю Великого поста, читался Акафист Похвале Пресвятой Богородицы.

Но сейчас-то мир? Зачем читать этот акафист сейчас? С одной стороны, было бы даже по-человечески глупо и не разумно не благодарить Ту, которая так сильно помогала в самых затруднительных обстоятельствах. Хвалить ее и прославлять требует хотя бы долг совести, если уж любви у нас не хватает. Но есть еще одна причина, по которой именно в Великий пост мы прославляем Царицу Небесную: ведь война-то идет. Война не прекращается. И это война с самим собой, со своими страстями и с духами злобы поднебесной. Ведь жизнь – это война, которую ведет дьявол с Богом, где поле боя – сердце человеческое. И кто в это сердце заглядывает, тот хотя бы отголосок этой войны однозначно почувствовал. И, особенно, она усиливается, когда мы начинам сами давать отпор – во время великого воздержания и молитвы – в Святую четыредесятницу.

Потому Церковь, предлагая нашему умному и сердечному вниманию чтение Акафиста Пресвятой Богородицы, напоминает нам: нельзя сдаваться и отчаиваться, ведь есть у нас Заступница, которая может победить даже грандиознейшие силы военных союзов мощнейших государств, таких как Персия, Скифия, Золотая Орда. И уж тем более способна Она придти на помощь к просящей и изнемогающей от осады страстей и скорбей душе человеческой, которая видит, что без помощи свыше ей не справиться. И тогда мы с полной отдачей и глубочайшим чувством смирения и благодарности сможем хвалить и славить Пречистую Деву, Заступницу рода христианского.

Аминь!

Воспитанник Калужской духовной семинарии Марк Хланта