Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, святых богоносных отцов I Вселенского Собора

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Отче Святой! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин 17,11) – слова этой молитвы Спасителя были озвучены сегодня в Евангельском чтении. Молился Христос о тех, которые воспримут полноту благодати Духа Святаго, о тех, кто понесет по всему миру Слово Христово, о тех, кто не пощадит самой своей жизни за имя Его. Молился Он о Церкви, основанной Им, о той Церкви, которую не одолеют врата ада. Молился Он о Церкви верных, о Церкви Православной. Но задумываемся ли мы, что делает нас православными? Имеем ли мы право называться таковыми?

Не просто так, в своей первосвященнической молитве Спаситель молит о единстве среди нас. И единство это должно быть подобно совершенной гармонии внутритроечных отношений. Дело в том, что современный мир сделал человека замкнутым. Как бы абсурдно это не звучало, но даже та коммуникабельность, которую мы приобрели с развитием технологий, лишь ограничила нас. Да, человек научился молниеносно преодолевать расстояния, общаться с сотнями друзей и знакомых по всему миру, через телефон, электронную почту, социальные сети, но не научился быть ближе к своему ближнему. Заботясь о решении своих собственных проблем, мы уже не в силах разделить с кем-то радость или горе, мы беднеем эмоционально и духовно. «Любовью и единением спасемся» – слова преподобного Сергия Радонежского актуальны всегда. Мы помним из истории каких великих свершений добивался наш народ в своем единстве. Объединить нас может только некая универсальная Истина, то, что даст нам систему ценностей, то, что соединит нас с Богом и ближним. Это может сделать только Церковь Христова. В первые века, несмотря на жестокие гонения, тысячи язычников входили в Церковь, видя, какая между христианами любовь. Там где есть Бог, не может не быть любви.

Сегодня Православная Церковь вспоминает святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Эти защитники Церкви не смогли мириться с неправдой. В IV веке свой голос против Истины возвысил гордый священник Арий, умаляющий в своем учении Божественное достоинство Христа-Спасителя. Православные иерархи, не дерзавшие рассуждать и философствовать о Непостижимом, но знающие Бога в Благодати Его, распознали ересь. Бороться с ней Церковь стала соборно. Дело в том, что когда, пусть даже умный, образованный человек, сознательно или ненарочно искажает учение Церкви, он невольно отсекается от нее, выходит из ее благодатных границ, раздирая ее хитон. Арий возлюбил более свой ум, нежели Дающего ум. И если бы он раскаялся и признал беззаконность своих суждений, то не было бы никаких преград между ним и Церковной оградой, ведь Господь, как никто другой, каждому желает спасения, а спасения вне Церкви нет. Но, ересиарх остался верен своим убеждениям вплоть до своей страшной, неблаговидной смерти. Это событие отражает Православная гимнография. Так в акафисте святителю Николаю Мирликийскому, который, по преданию, присутствовал на Никейском Соборе 325 года, мы встречаем следующие слова: «Радуйся, Ария возбесившагося от собора святых отгнавый» – это определение ярко описывает состояние человека, ослепшего от своей гордыни.

«Способна восхвалить Бога похвалой богоугодной одна Православная Церковь; одни истинные сыны ее, верные недру ее – ее догматическому и нравственному преданию, – способны наследовать благословение» – пишет Святитель Игнатий (Брянчанинов). Нужно всегда помнить, что грехи и страсти, также, таинственным образом, разрывают нашу духовную связь с церковной полнотой. И только здесь мы можем найти исцеление, в виде Святых Таинств, в которых познается наше единство. Не будем же забывать грозных слов священномученика Киприана, епископа Карфагенского: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец».

Дорогие братья и сестры! Спаситель снова и снова утешает нас со страниц Святого Евангелия: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18,20). Не будем же забывать, ради чьего имени мы здесь! Если мы осознаем эти слова, мы уже не сможем не быть едиными. Едиными в Православии.

Воспитанник КДС Жерздев Николай