“Смысл праздника Благовещения”

Статья митрополита Калужского и Боровского Климента опубликована на портале Коммерсант.ru.

Поздравляю читателей с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!

В его названии звучит словосочетание «благая весть» — доброе известие или новость. В чем ее смысл? Божие благословение и спасение человечества — вот что акцентирует церковное богослужение в празднуемом событии, подчеркивая, что этот праздник полагает начало восстановлению единства Бога и человека — того единства, которое некогда разрушил Адам.

Благовещение — это известие о том, что мир навсегда меняется, ибо он вскоре примет своего Творца. Божий вестник, посланный к Деве Марии — архангел Гавриил, благовествует Пречистой, что Она родит Сына Божия, Который примет человеческое естество, чтобы восстановить союз человека с Богом и ввести людей в Свою вечную Жизнь.

Символическим языком говорит об этом иконография праздника. После утверждения в IV веке христианства по всей Римской империи, в западных ее областях появилась традиция изображать Деву Марию в царских одеждах. Так христиане запада превозносили Пречистую Отроковицу, родившую Царя царствующих и Господа господствующих. Однако в восточной части Римской империи такой образ не получил распространения, поскольку в сознании восточных христиан благочестие и кротость, которыми отличалась Пресвятая Богородица, не всегда бывают присущи царствующим особам.

В православной традиции Царица Небесная изображается в темных багряных одеждах. В древней Византии такой цвет одежды был исключительной привилегией членов императорской семьи. Даже при отсутствии всех регалий одеяние пурпурного цвета являлось безусловным признаком особы царских кровей. Такой обычай позволял византийским правителям и членам их семьи отказываться от пышных и богато украшенных одеяний, проявляя христианскую скромность. С этим обычаем связана иконография праздника Благовещения. На многих иконах Пресвятая Дева изображена занятой изготовлением пурпурной ткани, держащей в руках нить багряного цвета. Тем самым указано на ее высшее предназначение — родить Царя Христа и Спасителя мира.

В евангельском эпизоде о Благовещении (см. Лк. 1, 26—38) подчеркнуто сохранение свободы человеческой воли при исполнении Божьего замысла. Архангел Гавриил не принуждает, а как бы спрашивает Пречистую Деву, согласна ли Она принять волю Бога о Себе. Тем самым он дает Ей возможность проявить свое смирение, кротость, глубочайшую веру. Юная Дева не скрывает, что не в состоянии понять или представить, как исполнить невозможное — родить, будучи девой, и, тем не менее, безоговорочно соглашается на все предназначенное Ей Господом. Основа Ее решения — безоговорочная вера в благость Господа, в Его любовь ко всему творению. Так праздник Благовещения раскрывает нам, что Бог никого не спасает против его воли. Ведь даже для пришествия в мир Спасителя нужно было согласие Кроткой Отроковицы.

И объявление Божией воли, и полный смирения ответ Девы Марии составляют единое радостное событие для всего человечества. Не только Пресвятой Деве, но и всем нам через архангела Гавриила возвещено, что людям открыта дверь к спасению. Однако войти в нее или нет, остается личным выбором каждого человека.

Источник