“Социальная работа Церкви как наука на современном этапе”

В статье протоиерея Дионисия Мартышина, доктора богословия, доктора наук в области политологии, профессора Международной Кадровой Академии, доцента Киевской Духовной Академии, рассматриваются вопросы социологии и социального служения Церкви в современных условиях, как важнейшей социальной деятельности на церковном приходе. Обосновывается необходимость изучения специальных дисциплин «Социальная работа Церкви» и «Социальная доктрина Церкви».

Вопрос о том, что такое социальная работа Церкви, что такое социальное служение христианина, стал сегодня в церковной науке намного актуальнее, чем в истории Древней Церкви.

Понятие «социальная работа Церкви», несмотря на кажущуюся простоту, довольно многозначно и рассматривается в нескольких значениях:

— практическая профессиональная деятельность по предоставлению помощи и поддержки людям, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации;

— учебная дисциплина в области профессиональной подготовки специалистов социальной помощи и поддержки населения [15, с. 4];

— область научных знаний [12, с. 13], которая зиждется на совокупности концепций, теорий, исследует принципы и закономерности, модели и методы социальной работы.

Видные украинские ученые профессора Николай Лукашевич и Иван Мигович отмечают, что как наука, социальная работа ещё очень молода [6, с. 6]. Большая часть вопросов и научных проблем, затрагиваемых данной дисциплиной, находятся в состоянии незавершенных исследований. Философы, социологи, педагоги, психологи проводят ряд научных всесторонних исследований, уточнений и оформляют научный аппарат молодой науки. В профессиональной светской и богословской  среде [8] ведутся научные дискуссии о терминологии, понятиях, содержании и структуре социальной работы. «Социальная работа Церкви — это духовная и социальная деятельность христианских институций, направленная на предоставление духовной и социальной помощи человеку» [9, с. 610].

Подробно проанализировав различные определения «социальной работы Церкви», можно сформулировать такие выводы. Существует несколько подходов в понимании социальной работы Церкви. С одной стороны, социальная работа Церкви — это деятельность различных церковных организаций (Синодальных отделов, епархий, приходов, братств, сестричеств милосердия). А с другой стороны, социальная работа Церкви — это влияние пастырей, профессиональных работников, катехизаторов, приходской общественности на человека в целях оказания ему помощи в самоуправлении, осмыслении своего места в мире и в нахождении векторов собственной миссии в земном бытии.

Многозначность понятия социальная работа Церкви сводится к таким смысловым оттенкам:

— область богословского, философского и социального знания;

— духовный и социальный опыт помощи человеку;

— методология и искусство решения сложных жизненных задач;

— нахождение выхода из сложной жизненной ситуации и поиск путей преодоления кризиса;

— процесс социальной деятельности и помощи человеку;

— люди и организации, предоставляющие социальную помощь.

Следует отметить, что в каждом из выделенных аспектов социальной работы центром всей деятельности государства, Церкви, общественных организаций является человек. Вообще социальную работу Церкви нельзя представить без человека и христианской жертвенной любви к нему. По сути, социальная работа Церкви — это явление любви, заботы, помощи и милосердия Бога к человеку посредством христианской церковной общинной жизни. Не случайно председатель Синодального отдела по благотворительности Русской Православной Церкви епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), говоря о приходской жизни, о центре церковно-приходского бытия — Евхаристии, напоминает, что «социальное служение — это тоже жертва,  когда мы отдаем себя, жертвуем собой ради других» [11].

Надо ли говорить, что боль человека, проблемы современного мира,  потрясения общества, человеческий фактор, взаимо­отношения людей, церковно-приходская коммуникация  составляют наиболее важную часть социальной работы Церкви. В наиболее общем виде социальная работа Церкви представляет собой фундаментальную, многогранную, целенаправленную, планируемую, координируемую, целостную духовную и социальную помощь человеку.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорит: «Настоящему христианину естественно утешать страждущих, помогать обездоленным, делиться своими знаниями о вере с теми, кто этими знаниями еще не обладает. Развитию приходской жизни в епархии весьма способствовало бы, на мой взгляд, создание волонтерских патронажных служб, организация прихожан в группы: например, в родительские комитеты, в молодежные творческие коллективы, в собрания для людей старшего возраста» [4].

Это в конечном итоге предопределяет необходимость широкого применения социального, психологического, педагогического и философского  знания в богословской науке «Социальная доктрина Церкви» и формирования такой отрасли знания, как социальная работа Церкви. «Без этого эффекта принципиально невозможны самосохранение, функционирование и развитие общества, его подсистем и сфер жизнедеятельности» [14, с. 11].

Рассматривая социальную работу Церкви как науку, необходимо отметить тот факт, что научное осмысление данной проблематики тесно сопряжено с вопросами христианской антропологии, экклесиологии, экономики, социальной политики, социальной сферы, политологии, медицины, культуры и психологии.

Особенность социальной работы Церкви заключается в том, что она является социальным инструментом объединения людей на церковном приходе, содействуя синергетическому эффекту умножения результата их деятельности, которого никогда не может достичь один человек. Без этого эффекта принципиально невозможны развитие не только общества, но и церковных общин, епархиальных институтов и многих других сфер жизнедеятельности человечества. Именно поэтому социальная работа Церкви является неотъемлемой частью священной миссии Церкви на земле.

Социальная работа Церкви изучается комплексом наук, в частности социальной философией, социальным учением Церкви, политической теологией, социологией, социальной психологией и менеджментом. Поскольку социальная работа опирается на людей и гармонизирует их взаимоотношения в обществе, она всегда будет интересна обществоведческим и гуманитарным наукам.

Важнейшая задача социальной работы Церкви заключается в необходимости повышения эффективности социальной деятельности Церкви, церковных приходов и отдельно взятых христиан. При этом, необходимо отметить, что по мере исторического развития Церкви и общества критерии эффективности духовной и социальной помощи претерпевают определенные изменения. Помощь продуктовыми пайками и раздачей горячего чая не всегда способны вернуть человека к состоянию нормальной жизни, помочь ему найти путь из затрудненного положения: нищеты, алкоголизма, депрессии и отчаяния. Человек нуждается не только в хлебе и тепле, но и в построении модели стабильного и уверенного будущего. А это уже вопрос не только церковного социального служения, но и выверенной государственной социальной политики.

Отметим, что социальная работа Церкви реализует в современном обществе две взаимосвязанные миссии. С одной ­стороны, она посредством исследования психологии человека, его проблем, социальных недугов, содействует повышению ­эффективности самореализации личности и самопомощи [6, с. 7], а с другой стороны, ориентирована, как социальная доктрина Церкви [16], на повышение эффективности многоуровневой деятельности церковных институтов во всех сферах бытия человека. Но в отличие от политологии, философии политики, социологии, социальная работа Церкви отдает предпочтение человеку перед государством, системой глобальной безопасности  и международного управления [14, с. 13]. Отсюда следуют основные задачи социальной работы Церкви науки.

Первая задача социального служения Церкви заключается в исследовании социальных аспектов поведения человека, систематизации социальной помощи личности, и в объяснении процессов преодоления кризисов в жизни человека. В этом направлении социальная работа Церкви — типичная отрасль социальной доктрины Церкви, христианской антропологии, светской социальной работы, социальной философии, социологии, ориентированная на получение научного знания.

Вторая миссия социальной работы Церкви ориентирует ее на практику совершенствования социальной деятельности церковных институтов, развитие проектов милосердия, реализацию разветвленной системы социального служения, решение конкретных проблем человека и общества. В этом смысле социальная работа Церкви — структурно часть светских дисциплин «социальная работа», «социальная политика», «социология управления», «управленческие аспекты социальной работы», «педагогика», «социальная психология», — ориентированная на практику, ее совершенствование, технологическое обеспечение социальной работы в обществе и государстве.

Важно иметь в виду, что исходя из этого, социальная работа Церкви выполняет две основные функции: исследовательскую, связанную с познавательной ролью социального учения Церкви на различных уровнях социальной помощи человеку,  и практическую, которая охватывает созидательно­-практические воздействия Церкви на различные аспекты социального служения Церкви, государства и общества.

Таким образом, социальная работа Церкви — это сложная система профессиональной помощи человеку, реабилитационная политика, мобилизация всех человеческих ресурсов, достижение поставленных целей и базовое удовлетворение потребностей человека. Рассмотрим основные составляющие социальной работы Церкви, которая включает в себя духовные ценности, социальные модели обустройства общественной жизни, богословские, философские, социологические концепции, а также методологию социальной работы.

Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий размышляет о том, что во все времена первоочередная задача Церкви заключалась в помощи человеку в очищении от греха, примирении с Богом и социальном служении. «В этом направлении Церковь находит совместную сферу сотрудничества со всеми слоями общества — с государственными структурами, с коммерческими и социальными организациями и др. И это служение нас сближает. Милосердие к страждущим и обездоленным, независимо от их национальности и социального положения — одно из главных направлений служения Церкви. Наше милосердие должно проявляться в виде молитвы, сострадания, утешения, если необходимо — предоставлении материальной помощи, а также в защите тех, кого обижают» [10].

Социальное служение, дела милосердия являются стимулом и катализатором кардинальных реформ в области научно-богословской социальной мысли Церкви. Исследовательский интерес к социальным вопросам обусловливается тем, что от решения глобальных проблем общества напрямую зависит само будущее человечества.

Духовные ценности Евангелия, духовные векторы святоотеческой жизни обеспечивают общую ориентацию христианской общины и самого пастыря в социальном служении. Обновление духовной жизни прихода и активная деятельность Православной Церкви в целом неразрывно связаны с проведением мощной социальной работы, приоритетным развитием катехизации, миссионерства, усилением роли церковных институтов в жизни современного общества. «Миряне должны играть ключевую роль в решении тех многообразных задач в области благотворительности и социального служения, просвещения и миссии, а также политического и общественного, служения, которые стоят сегодня перед Церковью» [3, с. 335].

Как уже говорилось, социальная работа Церкви — одна из приоритетных и важных сторон деятельности церковного прихода. Социальное служение, определяемое целями, интересами как отдельно взятого человека, так и целого общества, направлено на создание благоприятных условий для наиболее полного развития личности и максимальной реализации миссии христианина на земле. «Важнейшей задачей архипастырей и пастырей было и остается развитие церковной миссии, понимаемой как свидетельство о Боге со стороны каждого священнослужителя и каждого мирянина, осознающего свою принадлежность Христу — свидетельство, звучащее везде: в храмах или на светской работе, с публичных трибун или в частном общении» [13].

Обратим внимание на то, что без развития и внедрения социальной работы на церковных приходах и использования последних научных достижений и технологий в области социальной стратегии и помощи человеку не возможна ни одна успешная доктрина миссионерской деятельности всей Православной  Церкви. Приведем оптимистические размышления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которые должны послужить стимулом к развитию эффективной социальной работы. Патриарх говорит: «Сегодня мы живем в другом обществе. У Церкви появились новые возможности, и в первую очередь это интеллектуальные силы. Наверное, если не считать начала века двадцатого, времени перед революцией, в нашей Церкви никогда не было такого количества просвещенных образованных людей ― архиереев, священнослужителей, мирян, которые при этом находятся не где-то за пределами общественного бытия, но трудятся на высоких должностях и в политике, и в деловом мире, и в общественной сфере» [5].

Особое значение социальная работа приобретает в период экономического кризиса, политической трансформации и социальных реформ общества, поскольку эти явления, как правило, сопровождаются высоким процентом безработицы, инфляцией, увеличением масштабов бедности и снижением общего жизненного уровня населения [17, с. 473].

Учитывая экономические аспекты проблем, с которыми сталкивается Церковь, необходимо священнослужителям тесно сотрудничать с представителями светской науки в области экономики, социальной философии, психологии, менеджмента и государственной социальной политики. Диапазон социальной работы достаточно широк. Он включает в себя социальное учение Церкви, концепции социологии, методику социальной помощи, инструменты психологической реабилитации личности.

Поэтому социальная работа Церкви, с одной стороны, тесно смыкается с богословским знанием (нельзя заниматься духовным окормлением, миссионерством, просветительской деятельностью, катехизацией, не имея твердой богословской платформы развития). А с другой стороны, социальная работа приобретает статус сугубо прикладной и практической науки, имеющей свой собственный арсенал методик и концепций социальной помощи и реабилитации человека. Можно сделать предположение, что именно эта широта научного осмысления социальной работы Церкви и мешает формулированию однозначных терминов и понятий, обозначающих и выражающих всю многогранность социального служения Православной Церкви.

Таким образом, сегодня теория социальной работы Церкви предстает как весьма пестрый аспект различных богословских, философских, медицинских, психологических и социальных взглядов, в которых по-своему сочетаются духовные и материальные вопросы помощи человеку.

При научно-богословском исследовании и рассмотрении социальной работы Церкви как науки, церковным специалистам не обойтись без достижений украинских и российских светских ученых в области социальной работы, социологии, психологии и различных аспектов социальной защиты населения.

Подчеркнем, что на сегодняшний день актуальны работы по социальной работе, социологии молодежи, педагогике и социологии Г. В. Щёкина, Н. Ф. Головатого, Ю. П. Сурмина, И. П. Бидзюры, А. И. Капской, О. В. Безпалько, Ю. С. Ерохина, Н. П. Лукашевича, И. И. Миговича, Н. А. Супруна.

Теоретические проблемы социальной работы Церкви в XX веке решались многими религиозными мыслителями, философами, социологами, педагогами, психологами и специалистами других отраслей гуманитарного знания. Необходимо отметить большую значимость для становления теории социальной работы как науки трудов видных исследователей М. Ричмонд, К. Левина, Дж. Хоуманса, Дж. Дьюи, А. Зандера [7].

Популяризация социальной доктрины и социальной работы Православной Церкви как научных дисциплин тесно связана с именами церковных иерархов, богословов, светских специалистов и видных религиозных мыслителей. Массу важнейших богословских аспектов в понимание современной социальной работы в своих проповедях, обращениях, духовных наставлениях, беседах и интервью в прессе внесли представители Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев), Блаженнейший Митрополит Онуфрий (Березовский), митрополит Иларион (Алфеев), митрополит Антоний (Паканич), митрополит Александр (Драбинко), архиепископ Лука (Коваленко),  архиепископ Илларий (Шишковский), епископ Пантелеимон (Шатов), епископ Лонгин (Жар), епископ Иона (Черепанов), протоиерей Павел Кириллов, протоиерей Михаил Пеций.

Отдельного слова благодарности, памяти и глубокого изучения заслуживают архипастырские и богословские труды приснопамятного  Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана), который постоянно говорил о важности и необходимости социального служения Церкви современному миру. Митрополит Владимир всегда напоминал о том, что требуются титанические, систематические усилия в области социального учения Церкви как богословской дисциплины [1, с. 368].

Необходимо иметь в виду, что принципы социальной работы священнослужителя ­представляют собой основные правила социальной деятельности всей Церкви, обеспечивающие целостность, направленность и эффективность социального служения. Речь идет об определенных парадигмах, моделях, картинах социального служения Православия.

Отметим, что модели социального служения Церкви — это принятые в светской и богословской науке взгляды, идеи, подходы, определяющие для определенного этапа развития общества определенные типы социальной деятельности Церкви. Социальное служение тесно связано с такими важнейшими составляющими интеллектуального содержания, как богословские взгляды святых отцов, догматы Церкви, философские теории, культурологические идеи и социальные концепции, которые существенно влияют на пастырскую деятельность на приходе и на многогранное служение священнослужителя Богу, Церкви и людям.

Переходя от теоретических вопросов социального служения Церкви к практическим аспектам социальной помощи человеку, необходимо сказать, что современное социальное служение Церкви напрямую связано с людьми, общностями, институтами, имеющие религиозные, духовно-нравственные, политические, интеллектуальные, психические и иные особенности становления и развития личности. Однако наиболее важной их характеристикой являются интересы человека, его духовные и социальные устремления. В этой связи основная проблема социального служения Церкви состоит в согласовании интересов, в достижении эффективного партнерства в социальной работе. «Необходимо поддерживать инициативу прихожан. Если мы дадим возможность людям раскрыть в епархиальной и приходской деятельности свои таланты, то в дальнейшем получим не только мощную поддержку в наших же трудах, но — и это главное — изменение отношения мирян к церковной жизни. Необходимо, чтобы миряне воспринимали приходы не только как то место, куда можно придти помолиться, но как важную часть своей жизни» [4].

Социальная работа Церкви содержит определенные действия: определение цели социальной работы; конкретизация цели и задач, стоящих перед церковным приходом; разработка и принятие конкретных решений, представляющих собой социальные действия по преобразованию приходской жизни при достижении цели и задач социального служения всей Полноты Православной Церкви; выработка рекомендаций по социальной помощи. Основные проблемы социальной работы заключаются в её адекватности ситуации, месту и положению человека, согласованности с установленными социальными нормами и духовными ценностями в обществе.

Если социальное служение пастыря или прихода не адекватно ситуации, оно не может достичь поставленной перед ним цели. К примеру, если нуждающемуся человеку дать только один раз поесть в храме и не попытаться его устроить на работу, то социальная работа не будет в конечном итоге эффективной. Если социальная помощь не согласуется с нормами морали и духовными ценностями, оно неизбежно начнет нарушать социальное равновесие и унижать достоинство личности.

Нередко, оказывая помощь бедному или больному человеку, волонтеры или социальные работники унижают его, с высокомерием осуждают индивидуум, указывая на его низкое положение в жизни общества, не вникая в реальные проблемы личности. И наоборот, чуткость, внимание и забота в социальной помощи человеку могут кардинальном образом изменить всю жизнь человеческой личности. Святейший Патриарх Кирилл говорит: «Мне известно большое количество примеров, когда к Богу и в Церковь человек приходил через участие в каком-то добровольческом проекте, в котором либо он помогал ближним, либо ему кто-то помог в тяжелой жизненной ситуации» [4].

Занимаясь активной социальной работой на приходе, священнослужителю необходимо учитывать тот факт, что социальные процессы, происходящие в современном обществе, находятся в постоянной динамике и имеют много разных векторов движения и направлений. Человек тесно связан с процессами в области экономики, политики, потребления информации, и невозможно либо чрезвычайно трудно проводить духовную и социальную работу, как говорят ученые, «в чистом виде в лабораторных условиях», поскольку жизнь человека тесно связана с многогранными процессами, происходящими в обществе и государстве. Специфика социальной работы предусматривает не только самоуправление человека, но эффективное взаимодействие Церкви и общества.

Таким образом, социальная работа Церкви является одним из наиболее мощных каналов проповеди миру о любви Бога ко всему мирозданию. Вместе с тем важно отметить, что социальная работа Церкви  — это сфера проявления интересов людей и социальных групп. На церковном приходе постоянно возникают, формулируются, пересекаются, взаимодействуют, актуализируются, удовлетворяются и «исчезают одни интересы и возникают другие» [14, с. 11]. Святейший Патриарх Кирилл приводит пример: «Сравнительно недавно стало активно развиваться волонтерское движение в нашей Церкви. Вначале оно было сосредоточено только на делах благотворительности, в рамках братств и сестричеств соответствующей направленности. И это правильно, дела милосердия — наиболее перспективное направление для добровольчества. Вместе с тем волонтерское движение сегодня уже охватывает и другие направления церковной работы, в том числе участие в организации крупных мероприятий» [4]. Поэтому можно сказать, что многогранная и всесторонняя деятельность Церкви является способом реализации интересов людей, которые предопределяют стиль, методы и общий тонус всей огромной и весомой деятельности Православной Церкви.

Подводя итог, отметим.

Во-первых, социальная работа на церковном приходе, как одно из многих направлений деятельности Церкви, выделяется как важнейшая составляющая социальной и духовной миссии Православной Церкви в современном мире.

Во-вторых, понимание социальной работы церковных приходов как способа решения социальных проблем общества должно быть представлено в богословском теоретическом подходе научно-богословских дисциплин «Социальная работа Церкви» и «Социальная доктрина Церкви».

В-третьих, на данном этапе развития богословской науки на канонической территории Русской Православной Церкви, Церковь все еще испытывает дефицит  специалистов и ученых в области социальной работы Церкви, целенаправленно работающих на стыке социологии, социальной работы, психологии и богословия Церкви, поэтому данная проблема требует тщательной научной проработки и дальнейших всесторонних научных изысканий.

 

Источники и литература:

  1. Владимир (Сабодан), Митрополит Киевский и всея Украины. Задачи православного богословия в Украине на современном этапе (Доклад на X Международных Успенских чтениях) // Володимир (Сабодан), Митрополит Київський та всієї України. Доповіді, промови, звернення. — К.,  — С. 361 – 373.
  2. Володимир (Сабодан), Митрополит Київський та всієї України. Доповіді, промови, звернення. — К.,
  3. Иларион (Алфеев), архиепископ Волоколамский. Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание. — М.: Эксмо, 2009.
  4. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Совещании 2 февраля 2015 года // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата [веб-портал] — 2015. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3979067.html (дата обращения: 04. 02. 2015).
  5. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата [веб-портал] — 2015. — http:// http://www.patriarchia.ru/db/text/1556892.html (дата обращения: 15. 03. 2015).
  6. Лукашевич М. П., Мигович І. І. Теорія та практика соціальної роботи: Навч. посіб. — К., 2003.
  7. Лыгина М. А. Философские основания теории социальной работы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. — СПб., 2011 // Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов [веб-портал] — 2015. — URL: http://www.dissercat.com/content/filosofskie-osnovaniya-teorii-sotsialnoi-raboty (дата обращения: 11. 03. 2015).
  8. Мартишин Діонісій, прот. Прогрес і благодійність? Соціальна робота Церкви у сучасній Україні // Православная жизнь [веб-портал] — 2015. — URL: http://www.pravlife.org/content/progres-i-blagodiynist-socialna-robota-cerkvi-u-suchasniy-ukrayini (дата обращения: 16. 02. 2015).
  9. Мартышин Д.С., Бочков П.В. Социальная работа Церкви как важнейшее условие социализации человека // Молодой Ученый. Ежемесячный научный журнал. — № 1 (60). — Часть V. — Январь, 2014. — Казань. С. 609 – 613.
  10. Онуфрий [Березовский], Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины. «С помощью молитвы Церковь решает почти все свои вопросы» // ru. Православие и мир. Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня [веб-портал] — 2015. — URL: http://www.pravmir.ru/blazhenneyshiy-mitropolit-onufriy-s-pomoshhyu-molitvyi-tserkov-reshaet-pochti-vse-svoi-voprosyi/#ixzz3TtjAYZGa (дата обращения: 09. 03. 2015).
  11. Пантелеимон [Шатов], епископ Орехово-Зуевский. «Сам Христос учит нас основам социального служения» // Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению [веб-портал] — 2015. — URL: http://www.diaconia.ru/episkop-panteleimon-sam-khristos-uchit-nas-osnovam-socialnogo-sluzheniya (дата обращения: 28. 01. 2015).
  12. Пеций Михаил, прот., Мартышин Дионисий, прот. Введение в социальную работу Церкви: учеб. пособие. — К.: Духовно-просветительский Центр имени Святых Апостолов, 2015.
  13. Постановления Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви (2 – 3 февраля 2015 года) // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата [веб-портал] — 2015. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3981135.html (дата обращения: 04. 02. 2015).
  14. Сурмин Ю. П. Бидзюра И. П. Социология управления: учебное пособие. — К.: ДП «Издательский дом «Персонал», 2012.
  15. Управлінські аспекти соціальної роботи: Курс лекцій / М. Ф. Головатий (кер. авт.. кол.), М. П. Лукашевич, Г. А. Дмитренко та інш. — К.: МАУП, 2004.
  16. Чопей Богдан, Мартышин  Дионисий, прот. Основы социального учения Русской Православной Церкви: учеб. пособие. — К.: Духовно-просветительский Центр имени Святых Апостолов, 2013.
  17. Щёкин Г. В. Социальная теория и кадровая политика: Монография. — К., 2000.

 

Данная статья опубликована в Богословско-историческом сборнике Калужской духовной семинарии («Юбилейный выпуск-2016″).