«Сравнительный анализ служения ветхозаветных пророков и святых апостолов»

Проповедь воспитанника II курса бакалавриата КДС Дьякова Сергея, произнесенная в семинарском храме Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за вечерними молитвами 1 февраля 2019 года, на тему: «О пагубном влиянии современной музыки на человека».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия!

Дорогие отцы и братья. Сегодня мы с вами поговорим о служении пророков и апостолов.

Пророчество рассматривается как особый дар: Господь избирает человека для того чтобы тот передавал Его волю остальному народу. В Ветхом Завете пророки разделяются на две группы: великие (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и малые ( Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аваакум, Софония, Аггей, Захария и Манасия).

Большинство из ветхозаветных пророков говорили о скором пришествии в мир Мессии. Так например у пророка Исаии есть такие слова: “се Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог”. За это пророчество Исаию даже называют “пятым евангелистом”.

Одним из величайших пророков был Моисей, который по повелению Божию вывел израильтян из египетского плена, после чего на горе Синайской был заключён Завет между Богом и человеком.

Цель пророческого служения обозначена Самим Богом в словах призвания пророка Иезекииля: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня» (Иез 3:17; 33:7 [3]), т. е. правосудие и человеколюбие Божие поставляло пророков блюстителями правды, поборниками благочестия, обличителями пороков и беззаконий и проповедниками покаяния для грешников среди народа Иудейского, подобно тому как человеческая предусмотрительность в старину ставила стражей на городских башнях, чтобы никто не мог застать жителей неготовыми к защите или обороне.

То есть  целью пророческого служения было поддержание истинной веры и благочестия, обуздание порока и пробуждение раскаяния среди таких обстоятельств, когда недостаточны и бессильны были наставления священников и левитов, и поддержание веры в высокое нравственно-религиозное назначение иудеев — быть хранителями истинного Боговедения, быть носителями обетованного семени или грядущего Искупителя человеческого рода, каковое назначение нередко затемнялось в сознании народа при упадке благочестия и среди смутных гражданских обстоятельств и народных бедствий.

Так же в Православной Церкви есть святые апостолы. Они являются ближайшими учениками Господа нашего Иисуса Христа, которых Он избрал во время своего пребывания на земле. Апостолов сначала было двенадцать и они всюду следовали за Спасителем. Потом же Господь избрал ещё семьдесят учеников, для того чтобы те несли Слово Божие по всей земле.

“ В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.  Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:  Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем”. (Лк. VI, 12-16)

Апостол Павел возносит служение апостольское на очень большую высоту. Апостолы – сотрудники Божии. Но это только одна сторона. С другой стороны, апостолы – служители Христовы. Они – домоправители, обязанные отчетом (1 Кор. 4, 1-2). Дом, которым управляют апостолы – Церковь Христова. Христос послал апостолов править этим домом. Истинные апостолы суть благовестники-проповедники, и свою первейшую обязанность они видят в служении Слова. Апостол Павел говорит: «горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9, 16). Это первейшая необходимость. Центр проповеди апостолов есть Крест Христов: «Ибо слово о Кресте для погибающих юродство» (1 Кор. 1, 18), Христос Распятый и Воскресший. О Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых: «Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15:3-4). Вот центр апостольской проповеди, Христос умерший и Воскресший.

Таким образом, если сравнить эти два служения – пророческое и апостольское, то можно увидеть в них и различия и сходства.

Различием служения пророка от служения апостола заключается в том, что пророк должен был поддерживать истинность веры во единого Бога и приводить народ Израильский к видению своих грехов и покаянию. Так же Господь даровал пророкам видеть будущие события.

А целью служения апостола было благовествование всем народам о Христе Воскресшем, который родился в наш мир “зрак раба приим” (Фил.2:7), и присоединение через святое Крещение уверовавших в Спасителя .

Сходством же этих служений является то, что и пророки и апостолы были посланниками Божьими и несли каждый своё служение под непосредственным влиянием Святого Духа и что общая цель и пророка и апостола заключалась в том, что они через Божественное Откровение показывали народу Волю Божию.

Дорогие отцы и братья. Я конечно понимаю что в моих словах вы не узнали ничего нового, но я хочу казать, что есть одно христианское делание, что оно не выдумано в V или VII веке. Но оно было только ближе раскрыто святыми апостолами, а после них святыми отцами, учителями и пастырями, сообразно требованиям жизни. Поэтому Господь и посылает в одно время пророков, в другое время апостолов, потом святых и так далее, для того чтобы мы во время нашей земной жизни смогли пойти по правильному пути, а в конце нашего земного пребывания достигли Царствия Небесного, аминь.