«Святитель Иов, патриарх Московский»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

18 апреля Русская Православная Церковь празднует память святителя Иова, патриарха  Московского и всея России.

Почти пять веков назад,  в этот день, святые мощи святителя Иова  были перенесены из  Успенского Старицкого монастыря, который находится в Тверской области, в Москву в Успенский собор. И не смотря на то, что патриарх Иов был канонизирован в лике святителей значительно позже, в XX веке, это событие стало символом всероссийского признания подвига веры, исповедничества, бескомпромиссной борьбы за правду и Православие уже тогда, в 1652 году.

Годы его служения совпали с поворотным этапом, как в истории Русской Православной  Церкви, так и в истории  Государства  Российского.

В жизни каждого человека бывают моменты истины, когда необходимо сделать свой выбор,  на чьей ты стороне. Кому ты служишь, себе и своей мамоне, или Богу? Правде или лжи? Человек наделен свободной волей и однажды он уже сделал свой выбор, приведший к катастрофе все человечество.

Человек был создан Богом для того, чтобы стать причастником Славы Божией, для того, чтобы Бог жил в нем! И сейчас каждый из нас имеет возможность определиться, исполнит ли он свое предназначение в этом мире  или нет…

Святитель Иов сделал свой выбор уже в ранние годы.

 

Путь к Патриаршеству

Будущий патриарх родился в 30-е годы XVI века, был родом из города Старицы Тверской губернии. В миру носил имя Иоанн. Жизнь его была тесно связана со Старицким Успенским монастырем, где он получил первоначальное образование, и именно в этой обители у него сформировалась решимость служить Богу в иноческом образе. Когда родители юноши захотели его женить, Иоанн сделал свой первый  и, наверное, главный выбор. В день венчания он удалился в монастырь и просил у отца-настоятеля принять монашеский постриг. Тогда ему еще не было двадцати лет. В иночестве ему нарекли имя Иов.

Свободная воля человека несообразная с Божественными установлениями может привести к гибели. Когда наша воля согласуется с тем призванием, которое нам уготовил Господь, вся жизнь устремляется к служению Богу подобно служению ангелов. Дальнейшая судьба будущего патриарха становится ярким примером духовного восхождения к той цели, которую избрал для него Господь.

15 лет в Старицкой обители послужили молодому иноку временем утверждения в добродетелях. Он отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием, научился сердечной молитве и строгому посту. В Старицкой обители он прошел путь от послушника до настоятеля.

В возрасте 40 лет он был возведен в сан архимандрита. После он назначался настоятелем Симонова и Ново-Спасского монастырей в Москве.

В 1581 году наступает новый этап его служения.  Aрхимандрит Иов был рукоположен в сан епископа. А еще через шесть лет он становится  митрополитом Московским. Это момент, к которому незримая Божественная Десница  вела его и готовила все минувшие годы. Как говорил св. апостол Павел в послании к Римлянам: «Кого Бог предузнал, тех и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29). Всеведущий Господь предузнал в святителе Иове беззаветного служителя правде и доброго пастыря своим овцам.

 

Патриарх – Исповедник

После жесткого правления царя Иоанна Грозного, Русское государство не обрело желаемого единства. Внутреннее нестроение, связанное с соперничеством боярских кланов и неуёмными амбициями отдельных личностей, уже подготовило почву для страшного «смутного времени», которое могло обернуться исчезновением России. Но Господь не оставил наш народ, и подобно ветхозаветному Израилю, неоднократно спасаемому Богом, явил свою милость на нас.

Именно Православная Церковь стала объединяющим фактором  для нашего народа. После принятой в 1439 г. Флорентийской унии и последующим за ней падением Константинополя, Москва становится оплотом Православия, «Третьим Римом».  Подтверждением этого стало избрание первого патриарха Московского и всея Руси. Им стал митрополит Иов. В 1589 г. в Успенском соборе Кремля, после избрания на соборе Русской Церкви и утверждения царем Федором Иоанновичем, его возводит на патриарший престол Константинопольский патриарх Иеремия со словами: «Да будет сей архиерей Иисусов неугасимым светильником веры».  И патриарх Иов стал таким светильником…

Ревность о чистоте и утверждении Православия на Руси, нестяжательность и дела милосердия, усердие в устройстве церковной жизни. За время его первосвященства на огромных территориях, вошедших в состав русского государства, было проповедано Слово Божие. Святитель уделял особое внимание книгопечатанию, как средству просвещения и духовного развития народа. Были основаны более десятка монастырей, самый известный – Донской. Административная реформа Церкви, прославление целого сонма русских святых и, наконец, чудесное обретение Казанской иконы Божией Матери, вокруг которой впоследствии объединится весь русский народ ради спасения Отечества. Все это, яркие страницы в жизни святителя Иова.

Главный венец, уготованный Богом, ему еще предстояло принять…

Промыслом Божиим и трудами святителя, утвердилась Церковь Русская Православная. Именно она стала тем корнем, из которого возродится древо русской государственности.

Сегодня мы видим, как много «доброжелателей» у России в мире. Их было не меньше и в те времена. Найдя людей в русском народе, готовых в угоду своим амбициям пожертвовать независимостью страны, они захватили власть в России. Лжедмитрий I был провозглашен правителем Руси и фактически отдал ее польскому королю. Реальностью стало отступление от Православия. В этот критический момент Патриарх Иов проявил себя истинным исповедником, готовым стоять до смерти за веру и правду Божию. Не добившись угрозами признания своего беззакония, бунтовщики пошли на крайнее святотатство. Прямо в алтаре Успенского собора Патриарх был схвачен и подвергнут страшным истязанием и надругательству, но остался верен правде. Господь не попустил погибнуть первому Патриарху, отображая в его судьбе судьбу всей Православной Церкви неоднократно гонимой, но неодолимой и вновь возрождающейся верою.

Став исповедником, он подобно Иову многострадальному без ропота возносил свои молитвы Богу за всю Церковь и паству: «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес» (Евр. 7:26).

Святой старец, кротостью и неустанностью молитв обрел милость перед Богом. На короткое время, как бы давая в мире отойти ко Господу Первосвятителю, смута утихла. Народ, осознавший тяжесть содеянного принес покаяние перед Патриархом и просил вернуться к управлению Церковью.  Уже совершенно немощный плотью и ослепший, но сильный верой и духовными глазами предвидевший дальнейшую судьбу Русской Церкви и государства, Иов призывает митрополита Казанского Гермогена и благословляет его на Патриарший престол. Служение и мученический подвиг которого ярко демонстрирует прозорливость этого выбора.

Божиим промыслом Святейший Патриарх Иов закончил свой земной путь 19 июня 1605 г.  в  Старицком Успенском монастыре, где когда-то избрал для себя такое тяжкое и славное служение.

 

«Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10:11), а наемник… он и есть наемник.

Дорогие отцы, братия! В заключение, прошу Вас задуматься над этой евангельской притчей. В чем разница, предлагаемая нам Христом, между Пастырем и наемником? В том, что наемник работает! Работает за материальное  вознаграждение. А истинный Пастырь – служит!

Все мы сегодня здесь призваны стать пастырями, так же, как в свое время апостолы. Но среди них был и Иуда. Ему были дарованы все те же дары, что и другим апостолам, для спасения и служения, но он ими не захотел воспользоваться. Он остался верен своим материальным идолам, золотому тельцу. И это приводит его к вечной погибели.

Другие апостолы тоже не сразу поняли суть своего служения: “…вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?” (Мф. 19:27). Понимание приходит позже… Оно приходит с Крестом Христовым. Пастырское служение есть крест тяжелый и славный от Бога!

Именно так: достойно и славно пронес крест своего служения первый Патриарх Русской Церкви Иов.

Да просветит Христос наши сердца и укрепит во истинном служении Ему.

Аминь!

 

Воспитанник 3-го курса Калужской духовной семинарии Константин Штанкевич