“Святые новомученики и исповедники в земле Калужской просиявшие и Калужская духовная семинария”
Данная публикация Кизяева О.А. была приурочена к 240-летию Калужской духовной семинарии: “Святые новомученики и исповедники в земле Калужской просиявшие и Калужская духовная семинария”. Главной темой статьи является подвижническая жизнь и церковное служение выпускников Калужской духовной семинарии в годы правления атеистического режима в России. Автор концентрирует внимание на тех выпускниках Калужской семинарии, которые пострадали за веру или исповедали веру, несмотря на государственные преследования Православия, и были причислены соборными постановлениями Русской Православной Церкви к лику святых.
На Юбилейном Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве в августе 2000 г. к лику святых мучеников причислен целый сонм православных христиан Церкви Русской. В этот список святых внесены имена прославленных людей, которые во время гонений на православных христиан в ХХ веке были православными верующими, были благочестивыми христианами или христианскими подвижниками, пострадали за веру Христову, при этом они не отреклись от своей веры, от Бога, не оговорили себя и других людей, не были участниками раскольнических групп. Изучив этот список, в рамках работы комиссии по изучению истории Калужской епархии и канонизации святых нами собраны сведения о святых новомучениках и исповедниках, которые родились, жили, трудились или пострадали на Богоспасаемой Калужской земле. К числу новомучеников и исповедников Калужских в настоящее время мы относим 50 святых. Из числа этого сонма святых нам известно о 4-х священномучениках, которые в свое время были выпускниками Калужской Духовной семинарии. Назовем их имена. Это священномученик Георгий Извеков, священномученик Евстафий Сокольский, священномученик Иоанн Сперанский и священномученик Сергий Покровский. О житии каждого из них будет рассказано другими докладчиками, а я вкратце расскажу о святых, которые, по воле Божией, при их земной жизни трудились на ниве духовного образования в Калужской Духовной семинарии. Оказывается, что в ряду таких молитвенников за учащих и учащихся Калужской Духовной семинарии есть такие святые как, святой священномученик Александр (Трапицын), Архиепископ Самарский, бывший ректором Калужской Духовной семинарии с августа 1901 г. по ноябрь 1904 г., святой священномученик Никодим (Кононов), Епископ Белгородский, бывший ректором Калужской Духовной семинарии с ноября 1904 г. по март 1909 г. и священномученик Александр (Туберовский), доктор богословия, профессор Московской Духовной Академии, протоиерей Рязанской епархии, бывший преподавателем Калужской Духовной семинарии с марта 1908 г. по февраль 1911 г.
Священномученик Александр (Александр Иванович Трапицын) родился 29 августа 1862 г. в семье диакона Иоанна Трапицына и его супруги Клавдии в селе Волме Вятской губернии. По окончании Духовной семинарии в 1884 г. он поступил на учебу в Казанскую Духовную академию. Окончив академию в 1888 г., он был назначен на должность надзирателя в Вятское Духовное училище. В этом же г. он женился, а в 1889 г. был рукоположен в сан священника к Всехсвятскому храму г. Вятки. В 1892 г. жена его умерла. А в 1900 г. он принял монашеский постриг. 28 июля 1901 г. указом Святейшего Синода был назначен ректором Калужской Духовной семинарии, и возведен в сан архимандрита. Прибыв в Калугу по случаю беспорядков в стенах Калужской Духовной семинарии, он активно занимался вразумлением, смирением воспитанников семинарии. В годы его службы в стенах Калужской Духовной семинарии ему удавалось умиротворять буйный характер всплесков семинарских волнений. Прослужив же в Калуге 3,5 г. он 12 декабря 1904 г. был хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирского. А в июне 1912 г. владыка был назначен на Вологодскую кафедру. Был участником Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1917 г. Активно противостоял вскрытию мощей прп. Феодосия Тотемского в 1919 г. А в 1923 был арестован, и приговорен к 6-и месяцам концлагеря. По возвращении был назначен на Симбирскую кафедру, а затем епископом Симферопольским и Крымским. В 1928 г. он был возведен в сан архиепископа, и назначен на Самарскую кафедру. В начале августа 1933 г. он был арестован. Владыка, отвечая тогда на вопросы следователя, сказал, что он действительно в последнее время часто рукополагал в священный сан, но разговоров с целью «влиять на присутствующих в антисоветском духе» не вел. Проповеди в храме он действительно произносил, но только духовно-нравственного содержания. «Слов “сделал бы что-нибудь, да стар стал” не говорил… и, что “в колхозе крестьяне мрут с голода” не говорил. Не отрицаю, что мной было предложено старосте купить по просьбе дочери сосланного епископа два облачения с целью оказания ему материальной помощи». Тогда же 29 октября 1933 г. Особое Совещание тройки ОГПУ приговорило архиепископа Александра к 3 годам ссылки на Урал в Екатеринбургскую область. Вернувшись из ссылки, он поселился в Самаре.
В очередной раз, 30.11.1937 г., владыка был вновь арестован. На вопросы следователя он, не смея оговорить себя и других людей, с верой и молитвой на устах четко отвечал: «Я не принимал участия в подпольной контрреволюционной церковно-сектантской организации». Тройка НКВД по Самарской обл. 21.12.1937 г., по ложному обвинению, приговорила архиепископа Александра и ряд священников к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 14 января 1938 г.
Священномученик Никодим епископ Белгородский (Кононов, 1871–1919 гг.) (в миру Александр Михайлович Кононов) родился в 1871 г. в Архангельской губернии в семье священника. Александр Кононов окончил Архангельскую Духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В 1896 г. он был пострижен в монашество с именем Никодим и рукоположен в иеромонаха. Тогда же он был назначен смотрителем Александро-Невского Духовного училища в Санкт-Петербурге, а также смотрителем Санкт-Петербургских Педагогических курсов. За свою деятельность отец Никодим был награжден многими наградами, в том числе в 1901 г. он получил от Синода Библию «в поощрение любви его к детям, являемой делом и истиною». В том же г. он был возведен в сан архимандрита. В 1904 г. архимандрит Никодим был направлен в Калугу на должность ректора Калужской Духовной семинарии. За службу на посту ректора архимандрит Никодим получил благодарность от Калужского епископа за «неусыпные труды, понесенные в последнее особенно время по воздействию на взволнованные умы воспитанников, благодаря чему они прекратили брожение и покинули мысль, – если не навсегда, то на продолжительное время, – не подчиняться законным распоряжениям начальства», – говорилось в благодарственном слове архиерея. В Калуге священномученик Никодим прошел суровую школу на ниве духовного образования т.к. на его долю выпало то неблагодатное время, когда Россию захлестнули мятежи и разбои смуты 1905-1907 гг. Влияние этих революционных событий внесло в умы воспитанников Калужской Духовной семинарии глубокую смуту, которую отец ректор, с Божьей помощью успешно победил. В 1907 г. ректор семинарии архимандрит Никодим в прошении от 13 (26) мая Его Преосвященству Вениамину, Епископу Калужскому и Боровскому об этом писал следующее: «…Произведенный частью учеников беспорядок не есть случайное явление, а есть плод давнего брожения, которое обнаружилось еще в 1904 г., а потом в 1905 г. Но оба раза сошло [с рук] воспитанникам легко. В 1904 г. за беспорядки было удалено мало. В 1905 г. неблагонадежные воспитанники довольно очертились, но у правления не было достаточно-обоснованных данных, чтобы немедленно их удалить. Назначенная же Его Преосвященством комиссия из духовенства отказалась провести расследование. Родительский Съезд вместо вразумления детей и комиссии стал требовать объяснения от нас и стал на сторону учеников. Неблагонадежные остались. … И в семинарии стало очень рельефно проявляться неблагонадежное течение. Приходилось заниматься не столько прямо учебно-воспитательным делом, сколько предупреждать постоянно грозившую опасность прерывания занятий и всяких выходок. На многое приходилось смотреть с глубоким прискорбием, снисходительнее, чем ученики. Когда же обнаружилось течение к производству забастовки, то были приняты все меры, чтобы ее предотвратить. И, тем не менее, нездоровая часть воспитанников бойкот экзаменам устроила. Если теперь снисходительно отнестись к таковым, всем причастным к бойкоту и под видом милосердия оказать слабость, то это окончательно развратит семинарию. На поддержку семьи рассчитывать более нечего. Опыт ясно показал, что от семьи школе исцеления мы не получим. Всякая слабость ободрит безчинников, парализует нравственно благонамеренных. Поэтому нужны самые строгие и решительные меры к самому строгому наказанию безчинствовавших. Нужно доступ в семинарию сомнительным сделать самым ограниченным. Только при таких мерах и может быть оздоровлена семинария. Но при этом необходимо, чтобы не пострадали и невинные, либо случайно оказавшиеся в числе зачисленных в 157».
К празднованию 1500-летия со дня упокоения иже во святых учителя нашей Церкви святителя Иоанна Златоуста архимандритом Никодимом был составлен акафист святителю Иоанну Златоусту, за что впоследствии, 21 мая (2 июня) 1908 г. Указом Святейшего Синода за № 5839 ему предъявлена признательность Святейшего Синода «как составителю акафиста святителю Иоанну Златоусту» и за то, что печатные издания акафиста были пожертвованы им в пользование Святейшему Синоду.
В 1909 г. архимандрит Никодим был перемещен на должность ректора Олонецкой семинарии. В 1911 г. в Санкт-Петербурге он был рукоположен в сан епископа (Рыльского) митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским). При наречении во епископа Рыльского он говорил: «Господь сподобил меня побывать в Белгороде, и я стоял у раки святителя Иоасафа в бытность ректором семинарии в Петрозаводске. … Всем был я утешен, и благодаря Господа за Его щедроты, у нового чудотворца земли Русской одного просил от всего сердца моего, – да будет он добрым руководителем во все дни жизни моей в служении Церкви Христовой. Прошло около полугода с той поры, и в самый день кончины святителя Государю Императору угодно было утвердить избрание Вашим Святейшеством меня на служение в пределах епархии святителя Иоасафа.». В 1913 г. владыка Никодим стал епископом Белгородским, викарием Курской епархии. Всё время своей архипастырской деятельности владыка был церковным песнотворцем, он составил акафисты преподобным Никодиму Кожеезерскому, Трифону Печенегскому и Иову Ущельскому, Соловецкому чудотворцу. Много потрудился владыка в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. В годы служения в Курской епархии им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и очудеса святителя Иоасафа». Под руководством епископа Никодима и при его непосредственном участии были изданы три тома консисторских дел, связанных с деятельностью святителя Иоасафа, в Свято-Троицком мужском монастыре воссозданы его покои, создан уникальный музей святителя Иоасафа, обладавший обширным фондом документов. В 1919 г., во второй день праздника Рождества Христова, Белгородский владыка прямо в алтаре Троицкого собора был арестован красным комиссаром Саенко за проповеди против грабежа и насилия. Через 2 дня после ареста по приказу комиссара Саенко епископ Никодим (Кононов) был тайно расстрелян.
Его святые мощи обретены 2 ноября 2012 г. и помещены в Преображенском Кафедральном Соборе г. Белгорода. А 31 мая 2014 г. святые мощи торжественно были перенесены в открывшийся домовой Троицкий храм при здании Белгородской Митрополии.
Священномученик Александр (Туберовский, 1881 –1937гг.) родился 8 марта 1881 г. в селе Маккавеево (ныне посёлок Сынтул), Касимовского уезда, Рязанской губернии в семье священника. Окончил Касимовское духовное училище в 1896 г., Рязанскую духовную семинарию в 1902 г., Московскую духовную Академию со степенью кандидата богословия в 1907 г. Он женился на купеческой дочери Татьяне Дмитриевне Третьяковой, имевшую высшее университетское образование. А с 28 августа 1908 г. он был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия Калужской духовной семинарии. На первой же своей лекции по догматическому богословию Александр Туберовский очертил задачу своего служения. Он говорил: «Задача моего преподавания заключается не только в сообщении известного курса знаний, но и, что гораздо важнее, в претворение моего предмета в целое религиозное мировоззрение, в христианский образ мыслей, в церковную систему убеждений». Талант лектора, глубокое знание материала, начитанность и подача дополнительных сведений вызвал заметный интерес у семинаристов к лекциям Туберовского. На лекции к нему приходили и учащиеся других курсов и даже некоторые из преподавателей. Изучая материалы о священномученике Александре Туберовском, я с удивлением обнаружил в архивных делах ФСБ на некоторых репрессированных священников, упоминания о книге Александра Туберовского «Социализм и православие». Саму книгу мне обнаружить не удалось, но был поражен тем обстоятельством, что бывшие слушатели лекций Туберовского, уже маститые священники, где-то в глубинках Калужской епархии бережно хранили труды любимого семинарского преподавателя богословия. А ведь труд этот был написан в годы семинарских волнений или сразу после них, когда Александр Михайлович преподавал в стенах Калужской Духовной семинарии.
Три года спустя его назначили исполняющим должность доцента Московской духовной академии по кафедре догматического богословия. В это время Александр Михайлович начинает работу над магистерской диссертацией на тему «Воскресение Христово (Опыт мистической идеологии пасхального догмата)», которою он успешно защищает в 1916-1917 гг. За диссертацию ему была присуждена II премия имени Митрополита Макария. После защиты магистерской диссертации в октябре 1917 г. он был назначен доцентом Московской Духовной академии. А с 16 ноября 1917 г. он становится сверхштатным экстраординарным профессором Московской Духовной академии. В 1919 г. в связи с закрытием духовной академии уехал к себе на родину в село Макавеево, где В 1922 – 1924 гг, он принял священство и служил вместе со своим отцом, священником Михаилом Михайловичем Туберовским в селе Маккавеево. Был возвёден в сан протоиерея.
Пользовался большим авторитетом у населения не только как священник, но и как всесторонне образованный человек, образцово ведший своё хозяйство. Применял новейшие достижения агрономии, переписывался с И.В. Мичуриным, получая от него новые сорта фруктов, делился своими знаниями с крестьянами.
13 (26) сентября 1937 г. протоиерей Александр Михайлович был арестован. Начальник Бельковского РО УНКВД по Рязанской области, младший лейтенант допрашивал его дважды – 29 сентября и 12 октября 1937 г. Оба допроса, судя по сохранившимся протоколам, занимали не более 10-15 минут. Отцу Александру предлагалось сознаться в заведомой лжи, что он, якобы, участник контрреволюционной организации. На все вопросы он дал категорические ответы: « Я, Туберовский, давал и даю следствию показания о том, что я не враг народа, ни в какой контрреволюционной организации не состоял». Последним ответом настырному младшему лейтенанту НКВД о. Александр сказал: «…Повторяю, что ни в какой контрреволюционной организации я, Туберовский, не состоял и виновным себя не признаю, а если следствие располагает данными, то пусть уличает меня».
Но в то время следствие особо не утруждало себя выяснением действительной вины арестованных. В нарушение всяких законов правосудия человек мог быть подвергнут любой мере наказания, вплоть до смертного приговора, по сфабрикованным показаниям. И тогда, на основании ложного обвинения в контрреволюционной деятельности, он был приговорен к расстрелу. А 10 (23) декабря этого же года 23 человека, среди которых был и отец Александр, приняли мученическую кончину, будучи расстрелянным, в пределах Рязанской области.
Десятилетия спустя мы сердечно ощущаем, на сколько нас печалит страдание ваше святые наши священномученики, на столько же и радует победа ваша, наблюдая при этом славу побед ваших, проливаем горькие слезы. Ни леденящий холод, ни солнечный зной, ни тюремное заключение, ни страх убиения не препятствовал вам насаждать Слово Божие в сердцах паствы вашей, которую мученическая смерть ваша ввергла в скорбь, а слава неизреченно радует ее. Блаженны вы потому, что блаженствуете среди святых в горнем царствии, благодаря Того, Кто освободил вас от трудов земных и положил конец борьбе вашей. Молитесь же святые наши о всех нас, чтобы сподобиться и нам вместе с вами возрадоваться и насладится блаженством в царствии Бога нашего, Ему же слава во веки веков. Аминь.
Библиографический список
- Игумен Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 1-7тт. – Тверь, изд. “Булат”, 2001.
- Тотьма: Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1997. С. 558-559. Там же С. 562-566. Там же. С. 571. Там же. С. 551.
- Архив УФСБ РФ по Самарской обл., дело № П-11500. (ссылка из [1])
- Архив УФСБ РФ по Самарской обл., дело № П-6620. (ссылка из [1]).
- Православный Христианин. Калуга. 2015 № 10 сс. 20-24, 2016 № 1 сс. 16-20.
- Священномученик Никодим, епископ Белгородский. Протоиерей Олег Кобец, А.Н. Крупенков, Н.Ф. Крупенков. 29.10.2012. http://belstory.ru.
- Перенесение мощей священномученика Никодима епископа Белгородского. Белгородские Епархиальные Ведомости № 5(211) 2014 сс. 8,9.
- Православный Христианин. Калуга. 2016 № 2 сс. 22-26, 2016 № 4 сс. 21-26.
- Священномученик Александр Туберовский: «Воскресение Христово видевшее». Анастасия Косcело. 23.12.2012. pravmir.ru.
- Священномученик Александр Макавеевский, протоиерей (Туберовский) †1937 г. 10/23 декабря. www.ryazeparh.ru.
- Архив УФСБ по Рязанской обл. Дело № П – 2544. (ссылка из [7]).
Данная статья опубликована в Богословско-историческом сборнике Калужской духовной семинарии №9