Сыновняя любовь

Продолжая тему о блудном сыне, хочется привести версию этой евангельской притчи, данную поэтом Борисом Слуцким. В его стихотворении вернувшийся сын после пира вновь уходит от отца, на этот раз не прощаясь. Что ж, в любой трактовке евангельских сюжетов раскрывается не только мастерство художника, но и его духовный опыт.

Покаяние является вторым центральным образом в притче Христа о блудном сыне. Спаситель разъясняет не только, в какой мере Бог любит человека, но и каким образом человек может ответить на эту любовь. Единственный достойный Божественной любви ответ — возвращение человека в дом Небесного Отца, и не «по Слуцкому», а навсегда.

Некогда этот дом — эдемский сад – оставил Адам. И вслед за ним все человечество ушло от райского богообщения в далекую страну греховного бытия. Игумен Никон (Воробьев) пояснял, что, когда душу наполняют мысли, чувства и желания, свойственные диаволу, человек неизбежно отходит от Бога тем дальше, чем тяжелее грехи. Любой грех удаляет от Бога каждого из нас и все человечество в целом.

В отдаленной от Бога стране человек бездумно расточает бесценное наследство: веру, непорочность, самообладание и другие богоданные черты, полученные в момент сотворения. Все силы своей бессмертной души человек тратит на временные удовольствия, поступает в угоду своим страстям и бесовским внушениям. Цель падших ангелов, этих жителей «страны далече», поработить всех людей, заставить исполнять их злую волю — пасти свиней злонамерения, самости и иных греховных привычек. Так вдали от своего Творца человек рабски служит греху, как будто и не было у него свободной воли.

Господь — единственный источник жизни для человеческой души, поэтому, живя без Бога, человек неизбежно испытывает духовный голод. И никакой «свиной корм» — все, чем он пытается заполнить свое автономное от Творца существование, не в состоянии утолить этот голод. Любые земные блага, телесные и душевные удовольствия могут лишь временно создать иллюзию счастья, но не способны дать подлинную жизнь и вечное блаженство, которые существуют только в Боге. И чтобы утолить духовный голод, человеку надо вернуться к своему Создателю, подобно блудному сыну. Тот пришел в себя, отбросив все иллюзии, и раскаялся, что удалился от отца, который любит его и так благ, что в его доме никто ни в чем не нуждается.

Покаяние кардинально изменяет душу кающегося: сын не только осознает неестественность своего положения – против греховного состояния восстают все силы его души: ум, чувства, воля, и он уже не может мириться с грехом, оставаться вдали от Бога. Блудный сын идет в дом отца, невзирая на стыд, на унижение перед родными и слугами. Он идет к отцу, чтобы принести покаяние не ради получения благ и выгод, ему действительно нужен сам отец, его любовь, а не его богатства.

Глубокое осмысление пути покаяния можно увидеть в триптихе «Веночек» современного художника Павла Рыженко. Революционный красноармеец с красным знаменем на колокольне на секунду забыл, зачем он здесь, когда звук случайно задетого колокола потряс его сердце. И тот же человек, но уже не рядовой солдат — в нашивках и кожаной портупее, стоит со свечой у могилы жены. Пока он самозабвенно устанавливал новые законы жизни, она ждала его и молилась, вопреки всем этим новым установлениям. Теперь он уже ничем не может выразить свою любовь к ней, разве что молитвой перед крестом на ее могиле. И он впервые произносит непривычные слова: «Господи, помилуй!». Третья картина – о том же человеке, но как он изменился за годы покаяния! От сердечного плача его душа стала иной, ни за какие земные наслаждения, возврат молодости, деньги и все, чего добиваются люди, он не поклонится сатане. Нет таких удовольствий, ради которых он снова уйдет от Бога.

Так и блудный сын, сполна хлебнув жизни без отца, никогда не захочет вернуться к свиным рожкам. Но пока покаяние не совершилось и человеку нужен не Сам Бог, а те блага, которые Он может даровать, происходит именно то, о чем написал Слуцкий. Поэт изобразил человека с огрубевшей от порока душой, который приходил не к отцу, а чтобы «съесть, сколько мог». Такой вновь покинет отчий дом ради наслаждений в «стране далече», поскольку он еще не ожил для жизни с Богом. Подобным образом поступают и те христиане, которые после формальной исповеди с легкой душой продолжают греховную жизнь. Преподобный Иоанн Лествичник писал, что покаяние — это завет человека с Богом об исправлении жизни. И если со своей стороны человек профанирует его, то он поступает «по Слуцкому», а не по Евангелию.

Живший в IV веке святитель Амвросий Медиоланский неслучайно назвал притчу Спасителя о блудном сыне «Евангелием в Евангелии». Она расшифровывает, почему и каким образом надо исполнять первые слова евангельской проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Покаянием полагается начало и совершается весь путь нашего возвращения к единству с Богом. Иных путей к райскому блаженству богообщения не существует.