Аннотация рабочей программы дисциплины Б1. Б.14.
Целями учебной дисциплины являются:
- Подробное знакомство учащихся с путями развития церковной архитектуры и изобразительного искусства, с закономерностями, внешними причинами и факторами, их обуславливающими;
- Знакомство с детальной историей эволюции стилей, направлений, национальных школ;
- Знакомство с особенностями и закономерностями церковной архитектуры и церковного искусства, с технико-технологическими аспектами этого развития;
- Знакомство с конкретными произведениями архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, их стилистической характеристикой, иконографическими особенностями.
Для достижения этих целей перед учащимися ставятся следующие задачи:
а) данный учебный курс решает несколько задач. Многие из них логически вытекают из характера самой церковной художественной культуры, из специфического статуса искусства и способов его функционирования;
б) курс должен формировать у учащихся представление о незримых нитях, связывающих произведения искусства и факты художественной жизни с церковно – историческими событиями; со всей культурой эпохи в ее духовном и материальном измерениях, о тесных связях между церковным искусством и литургией, с одной стороны, и архитектурой и иконографией изобразительного искусства, с другой;
в) еще одна задача курса – раскрытие типологического многообразия христианской культуры и искусства, на основе глубокого понимания отличий художественной культуры Запада по сравнению с Византией и Русью; сопоставления православных и инославных стилистических и иконографических норм;
г) не менее важная задача курса – раскрытие принципиальных отличий в эстетике христианского и языческого искусства, а также византийского и русского стилей внутри самого церковного искусства, сравнительная характеристика одного из главнейших – религиозного – аспектов в искусстве, специфики канона и иконографии, их роли в искусстве эпохи;
д) другая ключевая задача: раскрыть методологические проблемы изучения церковного искусства и пути преодоления методологического несовершенства так называемых «чисто искусствоведческих» подходов;
е) показать современные достижения церковных наук в этом направлении, преимущества междисциплинарных комплексных методов анализа;
ж) научить учащихся искать и находить адекватные исследовательские методы и применять их.
Общая учебная нагрузка обучающихся – 72 часа, время изучения – 5-6 семестры (3 курс бакалавриата).