«Толкование Евангелия от Луки гл. 8 ст. 16 – 21»

Проповедь студента III-курса бакалавриата КДС Сергея Дьякова, произнесенная в семинарском храме Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за вечерними молитвами 9 ноября 2019 года, на тему: «Толкование Евангелия от Луки гл. 8 ст. 16 – 21».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия!

Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня за Божественной Литургией мы с вами слышали евангельское чтение от Луки, где Господь наш Иисус Христос обращается к  Своим ученикам и говорит наставление, в виде притчи.

Спаситель говорит такие слова: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» ( Лк. 8: 16-17).

По толкованию святителя Феофана Затворника, эти слова Господа говорят нам, что как бы мы ни прятали свои худые дела, им независимо от нас ведется запись, которая в свое время и предъявлена будет. И далее он продолжает, говоря, что документом, на котором будет вестись эта запись, является наша совесть. Мы  иногда заставляем совесть  молчать, и она  молчит. Но хотя она  и молчит, а свое дело делает, ведет самую точную летопись нашим делам.

«Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Лк. 8: 18).

Эти слова  по отношению к апостолам и народу имеют следующий смысл: апостолы, с дарованным им от Бога познанием тайн Царствия Небесного и с собственным старанием узнавать их более и более, могут понимать эти тайны полнее и совершеннее; народ  же, не имея этого старания, без помощи притчей, потерял бы и то скудное знание, какое имел. Еще эти слова значат, что за усердие Бог дает и умножает благодатные дары, а за нерадение лишает их. Так бывает и среди нас: кто не желает слушать, тому перестают и говорить, а кто охотно слушает, тому сообщают еще большее.

«И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8:19-21)

Этими словами: «мать Моя и братья Мои  суть те, кто слушают слово Божие и исполняют его»,  Господь показывает нам то, что Он пришел спасти весь мир и всех сделать братьями. Но поскольку одно слушание никого не спасает, а разве только осуждает, Он говорит что нам должно не только слушать, но и  исполнять.

Так же, возвращаясь к толкованию святителя Феофана Затворника, нужно сказать, что наши плохие дела, написанные совестью изгладить слезами покаяния. Эти слёзы всё худое смоют,  не останется от этого и следа.

Этим евангельским сюжетом Господь призывает нас быть в примирении со своей совестью.

О пользе чтения Святого Евангелия говорят нам все святые отцы. Так, например, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Святое Евангелие можно уподобить зеркалу, в котором каждый из нас, если захочет, увидит состояние своей души и то всемогущее врачевание, которое предлагается всемогущим врачом – Богом». В Евангелии можно найти все ответы на наши житейские вопросы или трудности.

Так же, преподобноисповедник Никон Оптинский, рассуждая о пользе Евангельского чтения, приводит такие слова: «Чтобы исполнять заповеди Христовы, надо знать их. Они изложены в Евангелии.  Читайте Святое Евангелие, проникнетесь духом его, сделайте его правилом своей жизни, своей настольной книгой. Во всяком поступке и жизненном вопросе поступайте согласно с учением Евангелия. Это- единственный свет нашей жизни».

Исходя из этого евангельского повествования и всего выше сказанного, давайте мы с вами, дорогие братья и сестры, будем слушать свою совесть, всегда находиться с ней в примирении , а так же слушать и исполнять слова Господа нашего Иисуса Христа, которые полностью изложены во Святом Евангелии, для того чтобы действительно стать сродниками нашего Спасителя. Аминь.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Священное Писание Нового Завета
  2. Толкование на Евангелие от Луки. Блж.Феофилакт Болгарский
  3. Толкование на Евангелие от Луки. Свт. Феофан Затворник
  4. Изречения святых отцов о Евангелии