Церковь созидается в единстве

Это воскресенье особое, оно приходится между двумя праздниками: Вознесением и Троицей. В прошедший четверг воспоминалось Вознесение Христа к Богу Отцу, когда Он дал обещание Своим ученикам послать им Утешителя – Духа Святого. А сейчас Церковь готовится к Святой Пятидесятнице, в день которой на апостолов в виде огненных языков сошел Святой Дух.

Наши сердца в ожидании: мы уже не слышим радостного приветствия: «Христос воскресе!», но не звучит еще и молитва Святому Духу «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…». Ныне в храмах читается Первосвященническая молитва Иисуса Христа, произнесенная Им накануне Своих Крестных страданий, смерти и Воскресения.

Обращаясь к Богу Отцу, Он говорит: «Отче!», и далее, уже зная, что Его ожидает, поскольку «пришел час» (Ин. 17, 1), Он молится о людях. Но эта Его молитва «не о всем мире» (Ин. 17, 9), а лишь о тех, кто принял Его слово и уверовал в Сына Божия (Ин. 17, 6–8), то есть о Церкви Христовой. Таким образом, евангельское чтение этого дня напоминает о том, что есть Церковь и почему так важно быть ее членом.

Спаситель произносит слова этой молитвы, когда Его Церковь еще не родилась, она находится в состоянии евангельской закваски (Мф. 13,33), которой суждено возродить для истинной жизни все человечество, чтобы оно принесло добрый плод святости. Христос говорит, что совершил все предназначенное (Ин. 17, 4) – собрал «малое стадо» (Лк. 12, 32) Своих последователей, и просит Отца только об одном: «Отче Святый! соблюди их… чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17, 11).

Церковь созидается в единстве. Она представляет собой единство надмирное и вневременное, поскольку Глава Церкви – Сам Христос, а мистическое тело Церкви – верующие в Сына Божия всех времен и народов. Ведь во Христе «нет ни эллина, ни иудея» (Кол. 3, 11). Во Христе все объединены Церковь Небесная, торжествующая, и Церковь земная, воинствующая, против греха.

Такое единство может дать только Бог, поскольку оно присуще Богу: Он един и неразделим в трех Своих Ипостасях. Об этом почти семнадцать веков назад свидетельствовали собравшиеся в городе Никее на Первый Вселенский Собор святые отцы, память которых мы празднуем в этот день. Среди них святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, святитель Спиридон Тримифунтский, многие другие подвижники и исповедники христианской веры.

Главное деяние «никейских отцов», по выражению священника Павла Флоренского, состоит в том, что им удалось, «верою победив рассудок… с чисто словесною четкостью выразить невыразимую тайну Троичности». Поскольку духовное единство порождается единством веры, постольку святые отцы первого в истории христианства Вселенского Собора утверждали Христову Церковь.

Вот почему верующему в Иисуса Христа важно быть членом Его Церкви. Быть вне ее значит оказаться вне единства с Богом, о котором говорится в Первосвященнической молитве. Народ издревле хранит эту мудрость: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец» (святитель Киприан Карфагенский). Только в Церкви можно наследовать спасение, ведь она уже две тысячи лет сохраняет тайну Вечной жизни, заключающуюся в познании «единого истинного Бога, и посланного» Им «Иисуса Христа» (Ин. 17, 3), и через это познание приносит верным «радость совершенную» (Ин. 17, 13), приобретенную Его страданиями, смертью и Воскресением.

Эта совершенная, духовная радость не зависит от внешних условий пребывания человека в материальном мире. Она связана исключительно с состоянием его души и умножается по мере раскрытия Царства Божия, пребывающего внутри (Лк. 17, 21). Для его раскрытия необходим подвиг веры и постоянного исполнения заповедей Христовых. Старец Паисий Святогорец говорил о двух крыльях нашего спасения – это воля Божия и воля человека. На одном из них далеко не улететь, можно лишь бесконечно двигаться по кругу. Царство Небесное открывают только содействующие друг другу благодать Святого Духа и напряженное стремление самого человека к Богу.

Пусть же эти дни перед праздником Троицы будут наполнены напряженной подготовкой к принятию Духа Святого, чтобы в самый день праздника обрести нам совершенную духовную радость, как о том молился Христос перед Своими страданиями.