«Уныние, как один из признаков гордости»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Дорогие отцы и братия!

В своей проповеди я хотел бы поговорить о страсти, которую святитель Иоанн Златоуст называет «тяжким мучением души, неизреченной мукой и наказанием более горьким, чем всякое наказание и мучение». Эта страсть – уныние. Мне хотелось бы поделиться опытом святых отцов о причинах возникновения, о действии этой страсти в душе человека и о борьбе с ней.

Отчего возникает уныние? Святые отцы, по-разному объясняют происхождение этой страсти в душе. Но наиболее часто, причинами уныния называют такие грехи, как: гордость, тщеславие, самолюбие, праздность, а иногда наоборот, чрезмерное попечение житейскими заботами, или отсутствие страха Божьего. Если обратить внимание, то в этих пороках можно найти общую черту – чрезмерную занятость человека самим собой. Но «Всяк человек ложь» (Пс. 115, 2). Все внимание и силы своей души мы должны обращать к Богу. В противном случае, дьявол находит нашу душу незанятой, выметенной и убранной (Мф. 12, 45), что следует за этим, мы прекрасно знаем. Так же действует и страсть уныния – душой, не наполненной памятью о Боге, овладевает холод и тоска.

Проникая в душу, уныние парализует дух, производит оцепенение души и апатию, порой не только духовную, но и телесную. «Воздрема душа моя от уныния» (Пс. 118, 28), – пишет псалмопевец Давид. Это состояние души можно сравнить с состоянием больного, который потерял аппетит. Человек не хочет ничего, ему все неприятно. Наступает «духовное охлаждение». Оно проявляется, в первую очередь, в молитве. Молиться становится необычайно скучно и тяжело, ум рассеивается, душа остается холодна и не испытывает ничего. Для человека неопытного, эти признаки могут показаться крахом духовной жизни. В этом случае, человек огорчается, еще более погружается в уныние, и отдаляется от Бога. Однако, нужно понимать, что в духовной жизни христианина неизбежно бывают периоды подъема и спада. Бывает, встанешь на молитву, и она как будто льется из сердца, а бывает наоборот, сколько не пытаешься, а душа остается холодна. И то, и другое происходит с нами по воле Божьей. Эти периоды можно сравнить с тем, как родители учат малыша ходить. Сначала крепко ведут за руку, но понемногу отпускают и дают ребенку сделать первые самостоятельные шажки. Так и Господь ведет нас, немощных, ко спасению, но порой отпускает на время, чтобы мы немного прошли сами и духовно окрепли.

В такие моменты, дьявол особенно ополчается на христианина, пытаясь ввергнуть его в уныние. Чтобы этого не случилось, нужно противопоставить «дремоте» уныния, постоянное «бодрствование» или бдительность над своей душой – трезвение. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5, 8), – сказано в послании апостола Петра. Добродетель трезвения заключается в хранении ума и сердца в мыслях о Боге и чистоте от суетных помыслов. Трезвение помогает христианину пребывать в постоянном уповании на Бога, в доверии Богу, и тем самым ограждает от уныния. Ведь именно от недостатка доверия Богу, дух уныния овладевает нашим сердцем. Мы увлекаемся своими негативными размышлениями, вместо того чтобы довериться Небесному Отцу. Как говорил старец Симеон Афонский: «Человека убивают не обстоятельства, его убивают мысли». Поэтому, первым делом, если нам не удается пребывать в трезвении, и мы все-таки впадаем в уныние, мы должны отбросить тоскливые помыслы и обратиться к Богу в молитве. Это может показаться странным, ведь только что мы говорили о периодах спада в духовной жизни, когда молитва не вызывает никакого движения в душе. Приведу цитату из проповеди Псково-Печерского схиигумена Саввы: «Кто понуждает себя к молитве при сухости сердца – тот выше молящегося со слезами». В таком случае наше терпение и упорство становятся нашим духовным подвигом. «Стучите, и отворят вам» (Лк. 11, 9). Видя наше старание, что мы не оставляем молитвы даже при упадке духовных сил, Господь согреет наше сердце и прогонит из души уныние и расслабление.

Таким образом, мы “рассмотрели” страсть уныния, ее причины, действие и способы борьбы с ней. В заключение, хотелось бы особенно подчеркнуть опасность уныния для души человека. Для этого расскажу небольшую притчу. Однажды, дьявол устроил выставку инструментов своего ремесла. На обозрение были выставлены изумительной работы Кинжал Гордости, Молот Гнева, Стрелы Похоти, и другие богато украшенные, разнообразные орудия, предназначенные для введения человека в погибель. Под каждым экспонатом висел ярлычок с указанием стоимости, в какую дьявол оценивал тот или иной инструмент. На центральном месте лежал обыкновенный деревянный колышек, с надписью «Уныние». Его цена была самой дорогой среди всех представленных экспонатов. На расспросы удивленных посетителей, почему он так оценивает эту деревяшку, дьявол ответил: «Это единственный инструмент, на который я могу положиться, когда все остальные бессильны. Если мне удается вбить этот колышек уныния в сердце человека, то он открывает двери для всех остальных страстей».

Поэтому не стоит думать, что раз уж страсть уныния не так явно внешне проявляется какими-либо греховными действиями, то не представляет особой опасности для души. Уныние ведет за собой цепь других страстей и пороков. И не мало не только мирян, но и подвижников погибло от страсти уныния. Итак, будем внимательны к своей душе, дорогие отцы и братия!

Сказано в Евангелии: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26, 41). Потому и мы как воины Христовы, да будем бдительны, чтобы не застал нас искуситель в расслаблении духа и не сокрушил нас. Спаси и сохрани нас Господи.

Аминь!

Воспитанник 3-го курса Калужской духовной семинарии Иван Шевцов