В начале Мира было Слово

В начале Мира было Слово. Со слова началось существование человечества.

Прекрасно и правильно, когда развитие человека тоже начинается со слова – доброго, художественного, проникновенного.

Ученые говорят, что личность полностью описывается ее словарным запасом. Копить его мы начинаем с младенчества, слушая разговоры взрослых, сказки, которые читает нам бабушка. А как научиться самому выражать чувства, пробужденные Миром? Этому учит Международный детско-юношеский конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне». Он проводится Издательским советом Русской православной церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Если вы прямо сегодня сумеете инициировать своего ребенка, внука, племянника, ученика, то, может быть, его творение «поспеет» к новому конкурсу, который начнется 1 сентября 2015 года. (С «Положением…» об условиях конкурса вы сможете познакомиться на сайте http://www.letogospodne.ru.) Но стоит ли это делать, принесет ли пользу ребенку?
Митрополит Калужский и Боровский Климент, глава Издательского совета Патриархии, ответил на наши вопросы о клубке проблем, связанных с влиянием книги, литературного творчества на воспитание.

– Ваше Высокопреосвященство, как узнать, есть ли у ребенка талант? Не опасно ли толкать его к сочинительству, ведь это может привести к графомании? Столько прекрасных книг написано, что жизни не хватит, чтобы прочесть их. Нужно ли стремиться умножать их количество?

– Талант сам по себе – явление удивительное, уникальное и непредсказуемое. Это дар, дар Божий. Он либо есть, либо его нет. А если есть, то, как говорится в Евангелии, талант нельзя «закапывать в землю».

Элитарное воспитание и образование до революции строилось таким образом, чтобы молодые люди могли изучать начала почти всех наук, а потом уже, проявив особую склонность к чему-либо, могли развивать свой творческий потенциал более серьезно. Весьма примечательно, что советская школа отчасти переняла тот принцип. Думаю, что и сегодня любому ребенку нужно дать шанс проверить себя в искусстве и творчестве. Если у человека действительно есть талант и он хочет писать, то он должен быть свободен в своем творчестве от греховных влияний, быть честным и искренним и осознавать ответственность за свое творчество.

Немаловажным для развития способностей является и та среда, в которой ребенок живет. Если он с родителями будет ходить только по супермаркетам, а дома беседа будет вестись о новых покупках, то он не сможет почувствовать красоты русской природы, а значит, не сможет ее описать.

– Какие советы вы можете дать родителям, учителям, чтобы побудить детей к литературному творчеству?

– Это очень хороший вопрос, чтобы побудить у детей интерес к литературному творчеству, мы, взрослые, должны научить детей читать, а для этого сами должны начать читать хорошую литературу и рассказывать детям о хороших книгах. Не надо думать, что детей не интересуют вопросы нравственности, классическая литература и поэзия. Если вся литература сводится только к тому, что заставляют читать и пересказывать в школе, то все наши писатели-классики трудились зря, потому что их произведения превратились в «бег с барьерами» для школьников.

Я рекомендую обратить внимание на произведения современных писателей, таких как Валентин Распутин, Василий Белов, Владимир Крупин, Олеся Николаева, Наталия Сухинина и другие.

Однако современный родитель чаще покупает ребенку новую игрушку, чем книжку. Настало время подумать, не будет ли поздно думать о нравственном наполнении души ребенка?

– Есть ли прямая связь между начитанностью и нравственностью?

– Человек может много и увлеченно читать, но важно, что он читает, произведения каких авторов. Если автор безнравственен, то и творения его по большей части таковы. Важно помнить, что в православной традиции нравственность понимается не просто как внешний праведный образ жизни: исполнение заповедей, пост, общественная молитва, но и как подвиг. А подвижничество – это очищение своего внутреннего мира – души и ума от греховной нечистоты.

К сожалению, есть и другие, модные произведения, ценность которых состоит только в том, что они издаются миллионными тиражами. Порой здесь целью является банальное получение прибыли на описании человеческих страстей.

– Какие популярные нынче произведения для детей вы считаете вредными и почему?

– Пишется и издается множество книг, от которых не остается никакого следа в душе. Между тем главный критерий ценности книги – возможность применения ее в жизни.

Настоящая книга помогает читателю стать лучше, учит переносить трудности, совершать больше добра. Некоторые издатели ссылаются на то, что такие книги не пользуются широким спросом. Это не так. Не только общество формирует спрос соответственно своему нравственному уровню, но и предложение формирует общественное мнение и сознание. Если наряду с попыткой сделать общество духовно сознательным, нравственным мы будем предлагать для этого руководство – как раз добрую, можно сказать «нравственно положительную» литературу, то наше «предложение» будет способствовать перевоспитанию, становлению современного человека из пассивного потребителя в свободную и чистую натуру.

– Как противостоять культу «успеха», насаждаемому современной пропагандой через СМИ, все зримые образы рекламы, даже обложки школьных дневников?

– К сожалению, такой культ действительно существует. В общественном пространстве СМИ и киноиндустрии много программ, кинофильмов, в которых присутствуют развращенные личности. Им живется хорошо, они действуют вне закона, и их не наказывают. Даже школьники, смотря на обложку своей тетради, зачастую видят на ней изображение «крутой тачки», а не произведение искусства, архитектуры или пейзаж. Говорят, что дети сами хотят иметь тетрадь с такой обложкой, но ведь это происходит именно потому, что детям целенаправленно внушается «крутость» этих атрибутов и жизненных ориентиров. И надо знать Евангелие. Без знания Евангелия Пушкина, и особенно Достоевского, понять трудно. Не надо думать, что при чтении Евангелия неподготовленным трудно будет понять его смысл и что язык в нем устаревший. Я его сам читал в детском возрасте (до 14 лет я прочитал всех четырех евангелистов четыре раза), и мне было все понятно.

Сегодня много издается книг, и главное – иметь желание их читать. А дети будут читать книги, если будут видеть родителей читающими. Семья большое имеет значение в развитии любви к чтению у детей.

Итак, уважаемые читатели, принимайтесь за перо! Вложите его в маленькие детские руки, и мир вашей семьи преобразится. Фантазия, анализ, память соткут узор новой реальности – яркой и доброй, преображающей будни!

Беседовала Маргарита Разумихина

http://znamkaluga.ru