В сборнике научных материалов VII Валаамских образовательных чтений вышли статьи доцентов Калужской духовной семинарии

По благословению игумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря епископа Троицкого Панкратия в сентябре 2020 года вышел сборник материалов Международной научной конференции – VII Валаамских образовательных чтений, прошедших на Валааме в мае 2019 года. Среди публикаций – статьи протоиерея Сергия Третьякова, кандидата богословия, доцента кафедры библейских и богословских дисциплин, проректора Калужской духовной семинарии по учебной работе, настоятеля храма святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге «Феномен валаамского старчества в ХХ веке (1900-1940 гг.)» и диакона Димитрия Шатова, кандидата богословия, доцента кафедры церковно-практических и исторических дисциплин, и.о. зав. кафедрой церковно-практических и исторических дисциплин «Духовное наследие старца Назария (Кондратьева, 1735-1809)».

Статья протоиерея Сергия Третьякова посвящена феномену старчества на Валааме в ХХ веке (1900-1940 гг.). Со времени преподобного Назария формировалась валаамская традиция старчества. В начале ХIХ в. ученики преподобного Паисия Величковского схимонах Феодор, иеромонахи Леонид и Клеопа принесли на Валаам его традицию, которая обогатила существующую со времени преподобного Назария. Особое влияние оказали традиции и устав Святой горы Афон. Непростой для Валаамского монастыря ХХ век внес свои коррективы в старческое служение подвижников. Под влиянием всех этих факторов сложился феномен валаамского старчества, который показал духовную стойкость обители и в самые сложные для неё времена. 

В публикации диакона Димитрия Шатова прослеживается жизненный путь прп. Назария (Кондратьева), выдающегося подвижника веры и благочестия, известного духовного старца и наставника XVIII-нач. XIX вв. Автор сосредотачивается на периоде жизни прп. Назария, связанном с Валаамской обителью, куда он был назначен строителем и которую впоследствии возглавил. Старец-игумен ввел Саровский устав, старчество, увеличил число братии, улучшил условия их жизни и значительно повысил общественно-церковный авторитет обители.