Вера Авраама
Вспоминается притча о человеке, который, падая в пропасть, ухватился за ветку росшего на краю дерева и повис над бездной.
Будучи не в силах вскарабкаться наверх, он взмолился Богу о помощи и услышал ответ: «Отпусти ветку, за которую держишься, и Я спасу тебя, Сам знаю, каким способом». Но человек возмутился: «Неужели я так безумен, что соглашусь отпустить ветку и лишусь последней поддержки?!». Он продолжал держаться за нее до тех пор, пока силы не оставили его, и пальцы не разжались сами собой.
Многие из нас поступают подобным образом. В глубине души мы всегда, хотя бы в какой-то мере, надеемся на самих себя, на выстроенную нами жизнь и связи, нажитый опыт и тому подобное. Это не позволяет нам всецело довериться Божьему Промыслу, особенно когда следование воле Господней выводит нас из зоны комфорта.
Но не таким был ветхозаветный патриарх Авраам. У себя на родине он принадлежал к элите общества, его уважали, с его мнением считались. Авраам был богат и не испытывал недостатка ни в чем материальном. Лишь одно огорчало его — бездетность, но он находил утешение в воспитании своего племянника Лота, сына рано скончавшегося младшего брата (Быт. 11, 27—28). Собственно, жил Авраам так, как хотелось бы жить многим из нас. И уже в преклонном возрасте, когда ему исполнилось 75 лет, Авраам услышал Божие повеление оставить отчий дом и отправиться странствовать в земли, населенные чужими народами. «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе, — сказал ему Господь, — и Я произведу от тебя великий народ» (Быт. 12, 1—2).
Надо признать, этот призыв не обещал Аврааму никакого комфорта. Более того, он предполагал многие лишения и смертельные опасности. Представим, что современному человеку, который имеет достаток, прекрасные условия жизни, высокооплачиваемую работу, стабильное положение, карьерный рост, положение в обществе, вдруг предложили бы отправиться в дикие места Африки или Австралии. Согласился бы он странствовать среди племен аборигенов с чуждыми ему обычаями, нормами поведения, религией, семейным укладом, пищей, одеждой и прочим туземным своеобразием и жить там, если потребуется, до скончания дней? И все это ради исполнения миссии, которую определил ему Бог. Многие бы откликнулись?
Авраам же откликнулся, не раздумывая, не прикидывая «выгоду и убытки» Божественного предложения. Он не сомневался, что Бог видит состояние каждого из нас и предлагает те или иные жизненные обстоятельства исходя исключительно из блага человека, какими бы, на первый взгляд, неприемлемыми, горькими, болезненными они ни казались. Праведный Авраам не цеплялся за свои «ветки»: сытую и спокойную жизнь, высокий социальный статус, родственные связи — то, что составляет главное в жизни людей, которые тревожатся только о земных условиях своего бытия. С их точки зрения поступок Авраама был безумным: услышав повеление Божие, он тут же исполняет его, не раздумывая и не откладывая. Человек почтенный, в преклонных годах, он оставляет дом и родню, становится беззащитным странником, живет чужаком среди коренного населения.
И это длится не месяц и не год. Четверть века Авраам ожидает исполнения обетования о даровании ему наследника, неоднократно готовясь встретить смерть, но не ропщет на Бога. А ведь подчас легче совершить яркий жертвенный поступок, чем долго претерпевать тягостные обстоятельства. Испытание длительным ожиданием очень нелегкое. Если человек взывает к Господу, просит Его о помощи, но Бог не откликается, словно не слышит его мольбы, то даже в глубоко верующей душе могут зародиться скорбь, уныние, обида на Творца. Трудно тогда верить, что ты в благой руке Господней.
Преподобный Нил Сорский ободряет терпящих скорби христиан, рассуждая о том, что людям известно, какую тяжесть может понести каждое вьючное животное, и нагружают каждого по его силе; и гончар обжигает сосуды ровно столько времени, чтобы они и не потрескались, и не оказались слабыми. «Если в людях есть довольно на их дела рассуждения, — заключает преподобный Нил, — тем более разум Божий ведает, какое какой душе навести искушение, чтобы сделать ее годной и способной к Небесному Царствию».
Всегда надо помнить, что тягостные душевные состояния, болезни, скорби — все это допускается Богом, чтобы усовершенствовать душу человека, сделать ее способной к вечной жизни. Только так она может избавиться от своих «веток» — тех житейских привязанностей и пристрастий, за которые она цепляется «мертвой хваткой», предпочитая их вечной радости общения с Богом.