“Ветхозаветные прообразы Богородицы и необходимость почитания Царицы Небесной”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Евангелие – величайшее сокровище рода человеческого, которое повествует о жизни, страданиях, смерти и воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Нам с вами очень повезло, что у нас есть эта Святыня.

Некоторые говорят, что Ветхий Завет не нужен людям, поскольку есть Новый. Одним из таких был  гностик Маркион из Синопа, который говорил, что Бог Ветхого Завета с Богом Нового Завета ничего общего не имеет. Он учил, что человечество до Христа не знало Бога Любви, по ошибке поклоняясь жестокому Творцу.  Такое учение было отвергнуто. Сейчас сложно встретить поборников Маркиона, но зато очень часто мы слышим от людей, что Ветхий Завет есть всего-навсего  история еврейского народа, что также является не точным определением. Ветхий Завет – это не просто история еврейского народа, это подготовка людей к пришествию Спасителя, которое стало необходимым после разрыва отношений с Богом вследствие грехопадения. Особо примечателен Ветхий Завет пророчествами и прообразами. Чем различаются пророчества и прообразы?  Пророчества – это прямое указание Бога через пророка на грядущие события, а прообразы всегда осмысливаются постфактум – после того, как что-либо уже произошло.

В книгах Ветхого Завета есть пророчества не только о  Мессии. Речь пойдет о Богородице. Стоит отметить, что  пророчества и прообразы будут заметны и понятны только верующим, ведь если дать прочитать мессианские места Библии чуждому веры человеку, он не найдет в них ничего особенного.

Самое первое пророчество было дано прародителям Адаму и Еве в диалоге Творца со змеем: И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3: 14–15). Этими словами была пророчествована смерть дьявола от «семени жены».  Русский перевод  данного отрывка не дает нам в полной мере понять смысл данных слов, ведь под словом «семя» мы понимаем все последующие поколения, в то время  как в еврейском языке речь идет о единственном Потомке. Таким образом, получается, что Бог положит вражду между дьяволом и женою, между семенем дьявола и потомком жены. Под «семенем дьявола» подразумевается сам дьявол и его дела.

Святая Церковь единогласно толкует, что в словах о жене содержится пророчество о Матери Иисуса Христа, через которое пришло поражение дьяволу.

Совсем недавно Святая Церковь праздновала Рождество Христово. Все мы с вами были на службе и слышали слова Евангелия: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23) Эти слова евангелист Матфей взял из книги Исход. Евангелист рассматривает эти слова как пророчество о непорочном зачатии Богомладенца.

Важнейший прообраз, отражающий непорочность Божией Матери описан в третьей главе книги Исход, где написано, что Моисей видел несгорающий куст, из которого говорил с ним Бог. Иустин Философ пояснял, что огонь – Божественная природа, куст – природа тварная, то есть человеческая. Из этого выходит, что Неопалимая купина прообраз соединения Божества и человечества во Христе. Но есть и другое толкование, которое отражается в церковном искусстве. Огонь – Сын Божий, куст – Дева Мария. И как происходит сверхъестественное – неопалимость куста огнем, так «побеждая естества чин», Мария рождая, остается Девой.

Божия Матерь со времен Древней Церкви была «заступницей и предстательницей» в жизни людей. Мы, прославляя Ее, говорим: « Честнейшая Херувимов и славнейшая без сравнения Серафимов». Мы поем: «Человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй». Мы превозносим Божию Матерь выше всех людей, выше Ангельских чинов. Оправдано ли это? Особое место в жизни Церкви Богородица имеет весьма обосновано. Для того, чтобы нам убедиться в этом достаточно пары примеров.

Брак в Кане Галилейской, особое евангельское событие, где совершилось первое чудо Иисуса Христа – претворение воды в вино, что ознаменавало собой Божие благословение на брак. Но тут же мы можем увидеть то, как относился сам Иисус к Своей Матери. На слова Богородицы: «вина нет у них», – Иисус отвечал: «что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой». Не смотря на то, что не пришло время Христу творить дела Божии, Он повинуется Матери. Феофилакт Болгарский по этому поводу замечает: «Примечай, пожалуй, как Он не до конца и не во всем противодействует Матери, но упрекнул немного и опять исполняет ее просьбу, воздавая Ей честь и нам подавая образец уважения к родителям».

Сложно представить, на сколько близка к Богу была Мария, ведь Она была удостоена принять у себя во чреве Сына Божиего. На вечерни богородичных праздников читается паримия (Быт:28),  в которой повествуется о Иакове, который идя из Вирсавии в Харран, остановился на ночлег. Во сне ему было видение: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней»  (Быт. 28:12). С древности святые отцы поясняли, что та “лестница” – Божия Матерь, соединившая человеческий род с Богом. Подтверждая эти слова, святитель Дмитрий Ростовский раскрывает и другую миссию Богородицы: «Потому-то Небесная Царица, восхотевши помочь нам, воздвигла на врага нашего все силы небесные, призвала пророков и апостолов, собрала мучеников и девственников, соединила преподобных и праведных, и явилась с ними оказать нам помощь, окружить нас сильным воинством и подать нам победу на врагов: «Тоя бо воздвижутся победы, Тоя ниспадают врази». Она пришла с ангельскими воинствами, ибо Она была предвиденной Иаковом лествицей…»  И, дейсвительно, сколько храмов, исторических событий, легенд  и других памятников свидетельствуют о непрестанной молитве Богородицы за всех нас.

Дорогие отцы и братия, да будет для нас примером любви к Богу Пресвятая Владычица и Дева Богородица! И, в сложные минуты, будьте уверены, что Она услышит наши молитвы и будет ходатайствовать перед Богом.

Аминь!

Воспитанник Калужской духовной семинарии Филипп Лисенков