Военное православное духовенство русской армии в XVIII–XIХ вв.
В статье преподаватель Военного университета министерства обороны РФ (Москва) Артемьев Алексей Александрович описывает становление военно-церковных отношений, начало которому было положено формированием военно-религиозной службы русской армии в Российской империиXVIII–XIХ вв.
В Русской армии на протяжении многих веков не было института штатного военного духовенства. В то же время священнослужители Русской Церкви всегда сопровождали войска в военных походах. Богослужения и требы в походных условиях для русской армии исполняли приходские священнослужители или насельники монастырей.
В России институт военного духовенства был официально сформирован в XVIII веке, когда были проведены коренные изменения всей жизни Российского государства, в том числе и в жизни РПЦ. В этот период наблюдается институализация военного духовенства, его функциональная деятельность в армии, которая закреплена законодательно. В 1716 г. в устав русской армии вводится глава «О священнослужителях», где прописывались права, обязанности и формы деятельности священника в армии.
Царь-реформатор Петр I рассматривал Церковь только с точки зрения государственной выгоды. Он выступил против патриаршества.
В свое время известный публицист и славянофил И.С. Аксаков так писал о трагических последствиях синодального периода для церковной жизни: «…убыла душа; подменен идеал, т.е. на месте идеала церкви очутился идеал государственный, и правда внутренняя заменена правдой формальной, внешней… Церковь со стороны своего управления представляется у нас какой-то колоссальной канцелярией, прилагающей с неизбежной, увы, канцелярской ложью порядки немецкого канцеляризма к спасению стада Христова» [[I]].
Но утрата государственного авторитета Русской Церкви отнюдь не способствовала росту ее влияния на российское общество. Страна по-прежнему была православной. Церковь стала частью государственного аппарата. Петром I был образован Святейший Правительствующий Синод. Эта государственно-церковная структура занималась и военно-духовной сферой, в том числе и правом назначать военное духовенство в армию и на флот.
Петр I законодательно повелел быть священнослужителям при каждом полку и корабле, и с первой четверти XVIII века назначения священнослужителей к воинским частям (прежде всего на флот) становятся регулярными [[II]].
Полковых священников назначали на штатные должности из епархий по месту базирования полка, они подчинялись правящему архиерею епархии, где территориально и располагался полк. На флот, как правило, назначались монашествующие священники.
Церковь и армия соединили в себе единый организм под эгидой государства.Созданный императором Петром I корпус военных священников очень хорошо влился в структуру Российской армии и флота. Российская армия была православная не только по духу, но и по внешнему содержанию: православная атрибутика пронизывала все воинские ритуалы, повседневную службу и бытовые условия русских воинов.
В полках и на военных кораблях того времени имелась походная церковь. Походная палатка была в виде церкви, со складным иконостасом, престолом, антиминсом и обязательной покровительницей полка – иконой. Полк получал название от наименования иконы.
Петр во время похода 1696 года овладел Азовом – Церковь приветствовала его эту победу над турками. В память о ней даже создали икону Божией Матери «Азовскую». На иконе (на фоне герба России – двуглавого орла) изображена Богоматерь типа «Знамение», с фигурами прославляющих Ее конных воинов – Святого Победоносца и самого Царя Петра [[III]].
В полковом или гарнизонном храме находились боевые знамена прославленных частей, оружие и доспехи выдающихся полководцев.
Ордена того времени носили имена особо почитаемых на Руси святых: святого апостола Андрея Первозванного, святого равноапостольного князя Владимира, святого Александра Невского, святой Анны, святого Великомученика Георгия Победоносца.
Процесс принятия присяги для русского православного воина носил религиозный православный характер. Идеологическому формированию воина того времени способствовало православное догматическое трактование проблем войны и армии. Война понималась как религиозно-политическое явление, такое мировоззренческое восприятие создавало идеологический фундамент военной политики России и обусловливало правомерность применения военной силы в справедливой войне по защите своего Отечества.
Воспитательная и патриотическая работа военного духовенства с военнослужащими, их права и обязанности регламентировали петровские документы «Воинские артикулы», там определялся порядок проведения богослужений, требования к духовному и нравственному облику солдат и офицеров [[IV]].
Современники вспоминают, что Суворов «каждую победу, каждую удачу приписывал Подателю всех благ и тотчас спешил в Церковь, где на клиросе пел с певчими и читал Апостол». Солдатам он говорил: «Молитесь Богу, от него победа, чудо богатыри! Бог нас водит, он наш генерал»[[V]].
Так, при штурме Измаила Полоцкий полк остался без командира, священник Трофим Егорович Куцинский с крестом в руках повел полк в атаку, отец Трофим первым взошел на турецкий вал. Высочайшим указом Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Екатерины II священнику Трофиму Куцинскому был пожалован золотой наперсный крест, украшенный бриллиантами, на Георгиевской ленте, и торжественно возложен на него в г. Ясах 17 октября 1791 года Амвросием, архиепископом Еккатеринославским [[VI]].
Наполеоновская война – Отечественная война 1812 года, обрушившаяся на Россию, привела страну не только к жертвам и разорению западных губерний, значительному разрушению Москвы, но и к обострению национально-патриотических и религиозных чувств. Русская Православная Церковь оставалась духовным оплотом всенародного противостояния врагу.
В самом начале нашествия французов тогдашний митрополит Московский Платон (Левшин) отправил императору Александру I послание, в котором предсказал поражение Наполеона и торжество России. Вскоре это письмо стало известно всей просвещенной части русского общества. Одновременно владыка передал государю в благословение икону преподобного Сергия Радонежского, написанную на доске от гроба этого великого святого, названного им в письме «древним ревнителем о благе нашего отечества» [[VII]].
Очень большую роль сыграло духовенство Русской Церкви в победе России над наполеоновской коалицией.
В своей докладной записке к Кутузову генерал Дохтуров ходатайствует о награждении отца Василия такими словами: «Священник Васильковский в бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову» [[VIII]].
В военное время роль полкового священника становится важнее и ответственнее. Огромное психологическое и физическое напряжение в боевой обстановке требовало духовной поддержки для всего личного состава подразделений и частей со стороны пастыря Церкви. Постоянная опасность, близость смерти непроизвольно переносили мысли воинов к вопросам вечности, смысла жизни. На эти и другие вопросы ответ должен был давать полковой священник [[IX]].
Задачей военных священников было объяснять русским солдатам священный характер этой войны, которую благословляют Бог и Православная Церковь. Подвиги русских православных солдат были лучшей оценкой деятельности военного духовенства. Бородинское сражение длилось 12 часов, все это время полковой священник Василий Васильковский был на передней линии сражения. Он исповедовал и причащал раненых, а также подбадривал солдат полка, призывая их, не щадя живота, послужить царю, Отечеству и вере [[X]].
Церковь была духовным оплотом всенародного противостояния врагу.
Но не только теплыми молитвами Русская Церковь помогала в битве с врагом, но и также жертвовала на военные нужды большие средства церковных денег.
Синод тогда же пожертвовал на военные нужды 1,5 млн церковных денег. Одна только Троице-Сергиева лавра отдала на борьбу с врагом 70 тысяч рублей ассигнациями, 2,5 тысячи серебром, а также около 100 килограммов серебра и изделия в слитках [[XI]].
Но главным со стороны Церкви было и другое. Русская Церковь, единственная в то время идеологическая сила, занималась информационной работой и пропагандой среди населения страны, могла вдохновить православный народ всех сословий Российской империи.
Священники в своих проповедях на службах доводили до прихожан информацию патриотического и военно-политического характера.
В 1812 году десятки миллионов подданных Российской империи были крестьянами, жившими в тысячах сёл и деревень, разбросанных на необъятных пространствах. К тому же подавляющее большинство из них были неграмотными. В этих условиях только Православная Церковь и её священнослужители могли максимально быстро и доходчиво объяснить своей многомиллионной пастве катастрофическую опасность нашествия на Святую Русь наполеоновских полчищ, состоящих из «двадесяти языков» [[XII]].
Формировались полки народного ополчения, вместо военных знамён были церковные хоругви, а на головных уборах воина был нашит христианский православный крест.
В Отечественной войне 1812 года принимало участие около 200 военных священников, в каждом полку была походная церковь и икона, покровительница воинской части.
В благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия по указанию императора начался строиться храм-памятник во имя Христа Спасителя.
Одним из важных результатов Отечественной войны 1812 года явился значительный рост православного самосознания нации: нежданно нагрянувшие беды и страдания, вызванные вражеским нашествием, вновь напомнили каждому о бренности земного бытия, и человеческие души с еще большой верой устремились к «Единому Зиждетелю» – Богу. В немалой степени усилился и авторитет Церкви: народ знал о ее огромной материальной помощи войскам и по достоинству это оценил, знал он и о священниках, принимавших участие в партизанском движении, и о некоторых иереях-патриотах, расстрелянных у стен храмов, которые они пытались защитить от ограбления и осквернения французскими войсками. Наконец, у всех перед глазами был реальный факт огромного – не только политического, но и духовного, религиозного – значения: именно православное воинство смогло победить, а частью освободить народы неправославной (в основном католической) Западной Европы [[XIII]].
Основная работа по религиозному и духовно-нравственному воспитанию военнослужащих Русской армии проводилась полковыми священниками. По указанию командира, в назначенное время они совершали богослужения в полковых церквах, совершали Таинства и требы, учили воинов истинам православной веры, проводили беседы и чтения, утешали больных солдат в госпиталях.
К военным священникам предъявлялись очень высокие требования, не каждый священник мог нести служение в русской армии.
Военное духовенство заботилось о воспитании в войсках духа веры, благочестия и воинской дисциплины, терпения, мужества и самопожертвования. Основной задачей было воспитать в русском воине любовь к Богу, верность православию, сделать его человеком, проникнутым истинно христианским настроением, исполняющим свои обязанности не из-за страха угроз и наказания, а по совести и глубокому убеждению в святости своего воинского долга: «Главная задача военных пастырей, проповедуя слово Божие перед военными людьми, наставлять их в неизменных обязанностях воина, в благочестии, беспредельной верности государю, повиновении начальству и усердии к службе…» [[XIV]].
Военное духовенство не только в храмах и казармах духовно окормляло военнослужащих. Священники всегда были рядом с воинами в боях и в военных походах, делили с солдатами и офицерами радость побед и горечь поражений, переносили все тяготы военной службы со своей армией. Они благословляли идущих в бой солдат и офицеров, утешали раненых воинов, напутствовали умирающих, провожали в последний путь погибших. Военное духовенство было любимо армией и всегда необходимо ей.
В Крымской войне 1853–1856 годов есть немало героев – православных священников.
Турки чувствовали силу духовного влияния полковых священников на русского солдата и особо лютовали над теми батюшками, которые попадали к ним в плен. Так, обер-священник Кавказского корпуса протоиерей Михайловский доносил обер-священнику армии и флотов, что «по взятии турками укрепления св. Николая гарнизон начальника Черноморской береговой линии адмирала Серебрякова, исключая 30 человек, был весь уничтожен. В числе убитых находился мученически умерший иеромонах Серафим Гуглинский. Ему турки отпилили голову и, вонзив ее в копье, показывали турецкому полчищу». [[XV]].
Российская армия всегда была многонациональной, и хотя большинство солдат были этническими русскими православными воинами, в войсках практически отсутствовали межнациональные и религиозные конфликты. И в этом есть тоже большая заслуга военного духовенства, как православного, так и духовенства других конфессий.
Образ русского солдата, воевавшего за национальные интересы нашей Родины, в сознании многих поколений русских людей ассоциировался с фигурой православного воина, неприхотливого в быту, героического в боях, идущего на смерть со словами «За Веру, Царя и Отечество!». Русский солдат впитывал эти слова вместе с молоком матери, именно они были идеалами его жизни в быту и на военной службе.
Консервативная политическая идеология Российской империи на протяжении XIX века идеализировала такие духовные и идеологические скрепы, как православие, самодержавие и народность. Граф С.С. Уваров, автор указанной триады, немного привнес идей в это содержание. Первым выступает – Вера! Православная Вера.
Обучать Закону Божиему священник должен был понятно, наглядно, постепенно (начиная с более легкого, основные элементы предмета требовалось заучивать). Обучение должно было проходить в соответствии с выработанной программой, а материал даваться с учетом умственных способностей личного состава различных подразделений и индивидуальных особенностей каждого военнослужащего. Требовалось доброе, ласковое обращение священника для того, чтобы располагать солдат к учению, поощрять их любознательность и самостоятельность. Уроки Закона Божия «следует переживать и перечувствовать, преподавать оживленно, причем рассказ законоучителя должен быть одухотворенным, увлекательным»[1][[XVI]].
Император Александр III в 1887 году утвердил «Положение о новых служебных правах и окладах военному духовенству». Согласно положению главному священнику предоставляли права и денежное довольство генерал-лейтенанта, штатному протоиерею в должности благочинного – полковника, священнику-благочинному – подполковника, рядовому полковому священнику – капитана, диакону – поручика.
Главный военный священник стал протопресвитером военного и морского духовенства. По своим полномочиям и статусу он приравнивался к архиепископу и генерал-лейтенанту, имел право лично докладывать императору.
При протопресвитере армии и флота имелось духовное правление, которое он сам комплектовал из подведомственного ему священства, имелись также делопроизводитель, столоначальник, регистратор, позже появилась должность помощника протопресвитера [[XVII]].
В результате, к началу ХХ века была полностью сформирована военно-религиозная служба русской армии, которая пользовалась большим авторитетом в армии и влияла на идеологическое и патриотическое воспитание военнослужащих. Обозначались штаты и функциональные обязанности и компетенции военных священников всех уровней иерархической структуры военно-религиозной службы.
Таким образом, православный полковой священник был одним из основных организаторов идеологического и патриотического воспитания военнослужащих русской армии. Таким образом была определена роль и место военного православного духовенства в идеологическом и патриотическом воспитании военнослужащих как в мирное, так и в военное время.
***
[1] Цит. по кн. Стрижев А.Н. Школа православного воспитания. – М.: Паломникъ, 1999.– С. 16.
***
[ [I] ] Ю.Г. Малков. Русь святая. Очерк истории православия в России. М. 2002. – С. 338-339.
[ [II] ] Официальный сайт синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Победа ру. URL: http://pobeda.ru/voennoe-duhovenstvo-rossiyskoy-imperii.html
[ [III] ] Ю.Г. Малков. Русь святая. Очерк истории православия в России. М. 2002. – С. 341.
[ [IV] ] Российский военный сборник. Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской армии. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Русский путь, 2006. – С. 414-417.
[ [V] ] Протоиерей Николай Агафонов. Ратные подвиги православного духовенства – М.: Благовест, 2013. – С 78.
[ [VI] ] Cм.: там же – С 78-79.
[[VII] ] Ю.Г. Малков. Русь святая. Очерк истории православия в России. М., 2002. – С. 384.
[ [VIII]] Протоиерей Николай Агафонов. Ратные подвиги православного духовенства – М.: Благовест, 2013. – С 90-91.
[[IX]] Яковлев П.П. Влияние веры на военное дело в нашей и иностранных армиях: очерк. – М., 1900.
[[X]] Протоиерей Николай Агафонов. Ратные подвиги православного духовенства – М.: Благовест, 2013. – С. 89-90.
[ [XI] ] Ю.Г. Малков. Русь святая. Очерк истории православия в России. М., 2002.- С. 384-385
[[XII]]Акты святейшего патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943 гг. – М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института. 1994.
[[XIII]] Ю.Г. Малков. Русь святая. Очерк истории православия в России. М., 2002. – С. 386-387
[[XIV]] Вестник военного духовенства. 1890. №1.- С.49
[[XV]] Протоиерей Николай Агафонов. Ратные подвиги православного духовенства – М.: Благовест, 2013. – С 100.
[[XVI] ] Стрижев А.Н. Школа православного воспитания. – М.: Паломникъ, 1999.– С. 16.
[[XVII] ] Свод военных постановлений. Изд. 3-е. Кн. 1. Спб., 1907, С. 749-784.