Воспитанник КДС Лазутин Р.: “Посещение о. Иоанном Кронштадтским Калужской духовной семинарии”

Земная жизнь святого праведного Иоанна Кронштадтского – это урок всем нам,  живущим в XXI веке. Как часто мы ропщем на не очень вкусный обед, недостаточное жалование, неудобную для нас работу или учебу, забывая о том, в каких  условиях учились, духовно возрастали и трудились великие пастыри и молитвенники XIX века. И, тем не менее, они не только не роптали, и не скорбели, но и получали великую пользу от своей учебы, потому что умели благодарить. Как сказал один из старцев: «Человек с благодарным сердцем ни в чем не нуждается».

Испытывая в детстве трудности в учебе, будущий святой через сердечную молитву испросил себе всесильной помощи Спасителя, получив которую, всю дальнейшую жизнь не переставал трудиться, самосовершенствоваться и восходить на вершину лестницы знаний. Убедившись на личном опыте, что небесное вспомоществование приходит только тому, кто деятельно идет путем, который предызбран ему Творцом и  определен промыслом Божьим, с первых шагов служения отец Иоанн старался донести это до других. Поэтому и в дальнейшем, будучи умудренным опытом многолетнего пастырского служения и преподавания детям и юношеству, он не уставал радеть о молодежи, печалиться и молиться о ее будущем.

Как и современники  – народные просветители К.П. Победоносцев и С. А. Рачинский, отец Иоанн Кронштадтский придавал огромное духовное и социальное значение христианскому образованию и воспитанию, особенно подрастающего поколения. Он писал: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, – на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, зажечь в нем чистый пламень жизни так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни. Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского».

С 1857 года св. Иоанн преподавал Закон Божий в городском училище, затем с 1862 года также и в классической гимназии Кронштадта. Отец Иоанн стал таким человеком, который жил и служил  в Евангельском духе, как проповедник покаяния, как «воскреситель веры» в народе, а для юношества – школьный законоучитель, духовный наставник и любящий отец. И всё это вопреки основным установкам своего времени: там, где уже распространялось неверие, он вселял в сердца свет веры, где царил эгоизм, он отдавал последнее, там, где в норму вошло холодное равнодушие, он проявлял горячую, искреннюю любовь, жертвенность и сострадание. «Он зажег священный огонь в тысячах душ; он спас от отчаяния тысячи опустошенных сердец; он возвратил Богу и в ограду Церкви тысячу гибнущих чад; он увлек на служение пастырское столько выдающихся людей, которые именно в личности о. Иоанна успели увидеть, оценить и полюбить до самозабвения красоту священства…».

Как часто учитель просто ждет от ученика лишь выдачи знаний или умений, при этом рассматривая своего воспитанника как часть учебно-воспитательного процесса – его объекта или субъекта. Прямая противоположность таким педагогам – отец Иоанн – у батюшки не было неспособных учеников, все любили его и ждали. Любовью и вниманием к своим воспитанникам он добивался того, чего нельзя было достичь угрозами и наказаниями. Батюшка всегда видел в учащемся личность, образ Божий, вот почему многие его слова, обращения и проповеди обращены именно к молодым людям, в особенности к студенчеству.

Отец Иоанн учил не столько словом, сколько собственным примером, но у него есть и очень простые слова, в которых он говорит о воодушевлении и внутреннем горении педагога: «Духа не угашайте, говорит слово Божие (1 Сол. 5: 19). Помни это всякий христианин, особенно священник и наставник детей. Особенно нам нужно всегда гореть духом при нашем высоком служении Богу и человеку». Святой праведный Иоанн Кронштадтский во главу угла ставил личный пример учителя. Учитель всегда призван сообразовывать и соотносить свою жизнь и педагогическую деятельность со Христом – небесным Учителем земных учителей – являющимся идеалом Учителя для всего человечества и послушливого Ученика по отношению к Отцу Небесному. Как важно преподавателю учитывать этот фактор подражательности человека и особенно детей!

Николай Васильевич Суровецкий – один из учеников о. Иоанна, будущий войсковой старшина, преподаватель Донского кадетского корпуса вспоминал: «С первого же дня преподавания о. Иоанн внушил всем нам серьезное отношение к Закону Божию и его наставления, полные отеческой любви, принимались сразу, с сердечной готовностью следовать им. Нужно было видеть, с каким воодушевлением, с какою удобопонятностью и ясностью о. Иоанн передавал нам свои познания христианского учения. Так и представляется глазам его доброе лицо с ясным, любящим взором, обращенным на нас. И на всю жизнь впечатление этого взгляда и этой любви не изгладится из нашей памяти».

Не случайно во всех своих поездках  по необъятным просторам России, о. Иоанн не уставал посещать учебные заведения и встречаться с семинаристами, студентами различных учебных заведений, гимназистами. География мест, которые посетил отец Иоанн в своем окормлении православного российского народа, впечатляет: от Петербурга до Печоры, от Архангельска до низовий Волги. Везде его ждали студенты и учащиеся, везде во время его приезда царил дух торжества праведности.

К 90-м годам XIX столетия слава о смиренном и любвеобильном кронштадтском пастыре облетела всю Российскую державу, а самого отца Иоанна сделала поистине всероссийским отцом и наставником. По желанию верующих батюшке приходилось предпринимать поездки в разные города России. Эти поездки были настоящим триумфом смиренного Христова служителя. Стечение народа насчитывало десятки тысяч, и все бывали объяты чувствами сердечной веры и благоговения, страхом Божиим и жаждою получить целительное благословение, и Калужская губерния не стала исключением.

Как сообщают Калужские епархиальные ведомости 1895 года: «Калуга давно ожидала дорогого гостя о. Иоанна Кронштадтского…» И 14 мая чаяния калужан сбылись. Батюшка пребывал в Калуге сравнительно недолгое время – всего два дня, однако он успел посетить различные общественные и благотворительные учреждения, прекрасные калужские храмы, больницы, богадельни, а также высокопоставленных губернских чиновников и благословить многочисленный простой люд Калуги. А главное, почти все основные учебные заведения, исключая только начальные: Калужскую духовную семинарию, Калужское реальное  училище, Калужское духовное училище и гимназии.

Первыми учебными заведениями, которые посетил отец Иоанн, стали духовное и реальное училища, классическая гимназия. Представители преподавательской корпорации и воспитанники учебных заведений с нетерпением ожидали дорогого батюшку в актовых залах. И в училищах, и в гимназии кронштадтский пастырь обращался к воспитанникам со словом назидания, уделяя особое внимание учащихся послушанию и ответственной учебе.

Следующей стала духовная семинария. Сначала отец Иоанн был почетным гостем в доме тогдашнего ректора протоиерея Димитрия Лужецкого, преподавателя Священного Писания Калужской духовной школы. Затем в сопровождении отца ректора приблизительно в 14 часов батюшка направился в семинарский корпус. Они прошли через внутренний двор семинарии. Доброго наставника и пастыря на верхнем этаже семинарии встречали не только преподаватели, инспектор, его помощники и многочисленные воспитанники, но и их семьи. Кронштадтский пастырь с благоговением зашел в алтарь семинарского храма и  приложился к святому престолу.

Администрации духовной школы было особенно отрадно, что батюшка посетил обновленный и отремонтированный храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Своим благолепием  – обновленными росписями, позолоченным иконостасом вновь освященный семинарский храм произвел впечатление на отца Иоанна. Семинарский храм был отремонтирован незадолго до приезда дорогого гостя. Помолившись во святая святых, батюшка вышел на амвон. Все, затаив дыхание, ждали, что скажет дорогой гость из далекого Кронштадта. В своей речи он отметил удовлетворительное в настоящее время состояние преподавания в духовных семинариях.

Далее отец Иоанн обратился к многочисленным воспитанникам со словом назидания. В благоговейной тишине кронштадтский пастырь постарался просто и душевно сказать о том, что могло послужить вразумлению собравшихся. Он призвал учащихся ревностно изучить науки, преподаваемые в семинарии, в особенности богословские дисциплины, но главное воспитывать своего внутреннего человека, устремляться к добродетели и любви: «Поэтому и нужно прежде  всего заботиться о воспитании сердца, дабы оно растворено было любовию ко всему святому, чистому возвышенному…».

Помимо этого было сказано семинаристам о том, каково значение в человеческой жизни велений сердца: «Сердце – второе я. К голосу его мв должны прислушиваться как можно чаще, сердечно относясь ко всяким нашим обязанностям, какие бы ни выпадали на нашу долю!»После слова назидания в сослужении ректора, инспектора, преподавателей и духовника Калужской духовной семинарии отец Иоанн совершил водосвятный молебен и благословил каждого воспитанника семинарии, которых на тот момент обучалось более четырехсот человек.

Совершив молебствие, зная о том, что его ждут еще во многих местах гостеприимной православной Калуги, отец Иоанн вынужден был закончить свое достаточно короткое посещение Калужской Духовной семинарии. Все ждали благословения пастыря из Кронштадта, который проделав длинный путь, нашел время помолиться в семинарской церкви и сказать добрые назидательные слова будущим калужским пастырям. Преподав благословение, отец Иоанн вынужден был проститься с преподавателями КДС и ее воспитанниками – семинаристами.

На следующий день кронштадтский пастырь покинул Калугу, но воспоминания о его посещении долго были темой разговоров среди калужан, в том числе и среди семинаристов, для которых были понятны и близки слова речи отца Иоанна, с которой он к ним обратился. Особенно запоминающимися были для всех простота, искренность и душевная теплота, которые говорили о том, как дороги были этому пастырю все, кто его слушал. Обучалось в КДС в 1894/1895 учебном году 340 человек. Каждый, кому посчастливилось увидеть отца Иоанна в стенах КДС, почувствовал обаятельную силу его личности. Для них стало понятнее, почему так любил кронштадтского пастыря русский народ.

С особым воодушевлением встречали батюшку выпускники, уже готовые принять жребий священно- и церковнослужения. Это были воспитанники 6 класса. В 1894/1895 году в выпускном классе семинарии обучались 54 человека. Так, из этого числа, в 1895 году по первому разряду семинарию окончили 25 человек: Спасский Владимир, Никольский Александр, Макаров Василий, Любимов Иван, Богданов Николай, Виноградов Василий, Никольский Григорий, Боголюбов Алексей, Всесвятский Николай, Лавров Егор, Ненарокомов Александр, Покровский Петр, Баталин Николай, Цветков Иван, Виноградов Павел, Фелицын Яков, Вознесенский Василий, Тихомиров Петр, Виноградов Иван (Борский), Сахаров Иван, Добромыслов Николай, Георгиевский Иван, Тихомиров Николай, Меморский Егор, Соколов Александр (Калужский).

Примечательно, что в учебном 1894-1895 году выпускник КДС Спасский Владимир был определён к поступлению в Киевскую духовную академию, хотя, как правило, лучший выпускник отправлялся на обучение Санкт-Петербургскую академию. О том, что лучший воспитанник КДС в 1895 году должен отправиться в Киевскую духовную академию, последовал указ № 6 от 1 июня 1985 года Святейшего Синода на имя Преосвященного Александра епископа Калужского и Боровского о назначении в текущем году в состав новообразуемых курсов духовных академий окончивших курс воспитанников семинарий.

По-разному сложилась судьба бывших семинаристов. Так в год приезда  отца Иоанна воспитанники выпускного 6-го класса семинарии были определены к местам служения, а позже рукоположены во священников: Александр Соколов к церкви с. Рощи Тарусского уезда, Александр Покровский к ц. с. Любыши Жиздринского уезда, Александр Виноградов к Крестовоздвиженской церкви г. Боровска, Василий Чупров к церкви с. Ратькова Мещовского уезда, Иоанн Лебедев к церкви с. Богданово Медынского уезда. Этот список можно было бы продолжить, но из приведенных примеров видно, что  недавние семинаристы разъехались из Калуги по разным  храмам. Другие  выпускники КДС 1895-го года совершали церковнослужение псаломщика, некоторые стали учителями церковно-приходских школ. Служили они, как уже отмечалось, в разных городах и селах Калужской губернии, но  все с  благоговением и радостью вспоминали приезд кронштадтского пастыря в Калугу и посещение им семинарии, его проникновенное слово назидания и отеческое благословение.

Лазутин Р.

Опубликовано в  спец. выпуске журнала «Православный христианин» (№5-2015 г.)