«Всё предано Мне Отцем Моим…»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Евангельское чтение, произнесенное сегодня на литургии необычайно короткое.  Всего три стиха, но в них заложен  чрезвычайно глубокий смысл, и они  требуют  подробного рассмотрения.

«И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Лук. 10.22-24).

Многие люди говорят, что они верят в Бога и знают Его. И для этого им не нужна Церковь, Таинства, священники и даже Христос. Они самодостаточны в своей призрачной и обманчивой вере. Мне же им хочется  возразить, бесы тоже веруют и знают Бога, не понаслышке, и трепещут. Но это не делает их ближе к Богу и тем более не приводит их ко спасению. Эта вера сродни идолопоклонству. Такой человек сам придумывает удобного для себя бога, не требующего от него каких либо усилий над собой  или подвигов.

Человек обладал истинным богопознанием в раю, но утратил его через грехопадение. Истинное богопознание и богообщение делало человека бессмертным, делало его причастником Божества. Все это было казалось бы безвозвратно потеряно, но Господь не оставил своего творения и промыслительно предуготовал спасительный  Путь для человека. «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14.6). Христос – воплотившееся Слово Божие, Сын Божий  открывает нам возможность вновь вернуться к Богу, познать Его и  причаститься Вечности.

Толкование евангельских стихов.

Все необходимое для нашего спасения Христос открывает в своей евангельской проповеди. Только через Евангелие человек познает Христа, и Он хочет, чтобы мы познали Его, и через Него нами был познан Отец. «Я и Отец — одно. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (Ин. 10.25.30).

Это главная сотериологическая задача пришествия Мессии в мир, вернуть человека к своему Создателю и тем самым спасти его от вечной смерти.

Бог–Отец все передал в руки Сына. Весь духовный и материальный мир. Сын есть Господь Вседержитель и Он содержит в Своей длани все, промысл о нашем спасении и грядущий Страшный Суд. Это есть свидетельство Божественности Христа. Кому как не Сыну может передать все Отец.

Господь непостижим для человека: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Эти слова вновь  свидетельствуют о Божественности Иисуса Христа. Богопознание у человека наступает в тот момент, когда Сам Господь благоволит открыть ему это. Вспомним исповедание апостола Петра: “Ты – Христос, Сын Бога Живаго! Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах” (Мф. 16, 17). Тайну сокровенную и непостижимую для человеческого разума открывает Сам Господь. Так Бог Отец открывает Сына Своего и Сын своей проповедью, жизнью и жертвой за весь род человеческий открывает нам Отца любящего. Бог есть Любовь и Он доказал нам это на кресте…

Вся жизнь Спасителя на земле служит откровением об Отце. Он пришел от Отца, исполнял Его волю и вернулся к Нему. Христос явил нам Отца.

«Блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Лк. 10.23-24). Для сонма ветхозаветных праведников Бог был известен только отчасти. Да, они знали Его по Имени, которое Он Сам им открыл, Иегова. Они получали откровения от Него и даже общались с Ним. Но для них было сокрыто восприятие Бога как Небесного Отца. Часто мы видим в Библии фразу: «мы дети Авраама», для израильского народа и в особенности их вождей Бог был трансцендентным, удаленным и непостижимым, которого следует бояться и ожидать от Него награды. Но только через Сына Божия, пришедшего в мир, открывается совершенно новая грань отношения человека с Богом. Мы Его дети и Он наш Отец Небесный! Мы уже не рабы, боящиеся наказания и не наёмники, ожидающие платы. Мы любящие дети, желающие исполнить волю Отца, с трепетом опасаясь оскорбить Его любовь к нам.

Скорбная дата.

7 ноября. Почти сто лет назад великое православное государство прекратило свое существование и погрузилось в “кровавую баню”. Что случилось? Что привело к этому? За кажущимся благополучием и благочестием в русском народе скрывалось внутреннее отпадение от Бога. Россия как Новый Израиль не позаботилась осознать горький опыт Богом избранного народа, на котором исполнилось Божие предостережение,  данное еще Соломону: «Если же вы не будете соблюдать заповедей моих, которые Я дал вам, и пойдете служить иным богам, то Я истреблю Израиля с лица земли…»(3 Цар. 9.6-8). Вы спросите, что же это за иные боги в православной России начала  20 века? Стяжательство, ложь и лицемерие, погоня за модными западными веяниями – идолами, которым с радостью начинали поклоняться. Когда в церковь ходили по привычке, а детей крестили только потому, что так было принято. Все это внешнее благочестие. «Народ сей устами чтит Меня, сердцем же далек от Меня» (Ис. 29.13).

Сами собой напрашиваются параллели с сегодняшним днем. Когда и церкви открыты – да туда ходить не хочется, и священники служат – да не тем богам молятся…

Но есть и другой пример… Церковь, омытая кровью новомученников и исповедников, возлюбивших более Правду Божию и Небесное свое Отечество, возлюбивших Отца нашего Небесного. И  это благодаря  им стало возможным возрождение нашего государства и Церкви.  Эту Церковь  врата адова не одолеют во век!

Сегодня у нас есть выбор, в какого Бога верить, открытого нам Сыном Божиим, пришедшим в мир, Живаго Бога, дарующего нам причастие жизни вечной, или в изобретенного людьми, мертвого, но удобного идола, ни чем не напрягающего и безмолвного к нашим грехам.

У нас есть выбор кому служить, Богу или мамоне, Жизни или тлению. К чему обратится наша душа, за тем и последует.  Святой апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит: «… выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас; и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель». (2Кор. 6:17-18).

Так, для нашего спасения есть необходимое условие – не прилепляться душою к материальным благам и плотским утехам, не делать их страстями, довлеющими над нами. Не разделяйте ценностей мира сего, где хозяином есть дьявол, но обратитесь к Отцу нашему Небесному и ищите Царствия Небесного уже сейчас, в сердцах ваших, и обретете Истинного Бога. Емуже Славу воссылаем, и честь, и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков.

Аминь!

 

Воспитанник 3-го курса Калужской духовной семинарии диакон Константин Штанкевич