Выбор Адама

Адам был призван стать богом по благодати Божией, но он выбрал противоположное – самообожествление.

В омраченном состоянии богозабвения первый человек субъективно стал осознавать себя самого центром бытия. По образному выражению поэта, «мы почитаем всех нулями, а единицами – себя» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»). Весь окружающий мир и остальных людей Адам начал рассматривать как средство удовлетворения своих амбиций и растущих запросов.

А запросы эти радикально изменились, как только он оказался вне Бога. Вместо стремления к непорочному состоянию он ощутил потребность в чувственных наслаждениях, которые не соответствуют высокой природе человека. Они только усугубляют духовную смерть, которая постигла Адама при грехопадении. В результате возник порочный круг – так называемый закон ветхого естества.

С того момента отсутствие духовной радости люди стараются восполнить утешениями, которые доступны в материальном мире: они ищут телесных удовольствий и развлечения для чувств. Но это неизбежно приводит к страданиям и смерти, поскольку физический мир не может дать человеку ни вечной жизни, ни блаженства, для которых он создан. А человек этого не осознает и спешит заглушить очередное разочарование новыми удовольствиями.

Люди упорно желают получить максимум приятных ощущений и при этом избежать страданий. Любой грех, как учит преподобный Максим Исповедник, основывается на одном из двух стремлений человека: избежать страдания или обрести наслаждение. Но как инфекционная болезнь, грех опасен своими последствиями. Любой грех увеличивает страдание. Ни алкоголик, ни наркоман не думали, что будут мучиться, когда впервые пробовали наркотик или алкоголь. Они запомнили лишь состояние эйфории, которое испытали в результате его употребления. Прибегая к нему вновь и вновь, увеличивая дозы, чтобы преодолеть похмелье или ломку, они стали зависимы от яда, сокращающего их жизнь. Подобное происходит с любой страстью, но не всегда так явно для окружающих и самого человека. Редко кому хочется обуздывать или контролировать свои желания, чтобы не возникало разного рода зависимостей: психических и физических.

У нас не хватает воли и решимости понять эту закономерность и отказаться от смертоносных удовольствий, в том числе от осуждения ближних, зависти, ревности, лжи, присвоения чужого и тому подобного. Ведь чтобы преодолеть греховную привычку, придется перенести страдание. Только так человек может избавиться от зависимости. Но мы, подобно наркоманам, не выдерживаем «ломки»: нам легче снова впустить в сердце яд ненависти, доказать свое превосходство, воспользоваться служебным положением и т. п. Так человек приобретает страсть (что в переводе со славянского означает страдание) – порочный навык, бороться с которым с каждым разом становится все труднее.

Святые отцы утверждают, что греховная страсть сначала подобна молодому побегу, который со временем вырастает в могучее дерево. Чтобы выдернуть веточку молодого побега, хотя и требуются усилия, но это довольно просто. А выкорчевать огромное дерево гораздо сложнее. Поэтому лучше не допускать произрастания грехов в своей душе. По крайней мере, бороться с ними человеку необходимо всегда.

Как-то мне попала в руки книга о том, как продать товар любому человеку. Сначала автор книги советует правильно определить мотивацию покупателя. Если он настроен на минимизацию своих потерь, продавец должен убеждать, что его товар защищает от вредных воздействий, снижает риск заболеваний, избавляет от неуверенности, снимает усталость, замедляет процессы старения и тому подобное. Если покупатель стремится получить выгоду, то продавцу следует говорить об этом же товаре, что он вырабатывает иммунитет, улучшает качество жизни, придает уверенность, повышает активность, возвращает молодость и тому подобное.

По сути, эта технология психологического воздействия основывается на том же утверждении, которое приводит преподобный Максим Исповедник, но здесь есть и существенное отличие. Если автор книги убежден, что всякий поступок человека диктуется желанием избежать худшего или приобрести лучшее, то святой говорит, что стремлением уйти от страдания либо получить наслаждение мотивируется любой грех, но человек может совершать и добрые поступки, стремиться к жизни без греха. Торговец же не допускает и мысли о том, что человек может действовать из таких благородных побуждений, как стремление угодить Богу и бескорыстно помочь ближнему.

Наши прародители святому стремлению к богоугождению предпочли греховное наслаждение запретным плодом. Они хотели получить от этого удовольствие, а отнюдь не страдание, но результатом их выбора стала смерть.