Домой / Новости / «Высокое предназначение священства»
«Высокое предназначение священства»

«Высокое предназначение священства»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия!

Господь наш Иисус Христос показал нам пример самоотверженного служения ближним, сострадания грешным и больным. Православная Церковь всегда призывала своих чад к подражанию нашему Спасителю. Такой подвиг совершали многие люди, в разных формах его проявления, и одной из них является священство. Священство — это, прежде всего, служение Богу и ближнему. Безусловно, каждый христианин должен стремиться к святости, а тем более священник, ведь он является примером для паствы.

Отличительной чертой священника является его любовь к духовным чадам, большое значение в служении является именно пастырство. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь за овец (Ин. 10.11), — говорит Господь. Смотрите какая любовь должна двигать пастырем, что он и жизнь полагает за овец. Такая черта обязательно должна присутствовать в священнике, добрый пастырь сразу располагает к себе своих духовных чад, он печется о них, старается помогать духовно и материально, такой священник, без сомнения, является для чад их крепкой опорой в духовной жизни. Таковым священник становится, конечно же, не сразу, а пройдя испытания веры и возрастивши плод в терпении, плод любви к ближнему через самопожертвование во имя Христово. «Никто не может быть добрым пастырем, если прежде не соделается сам доброю овцой Христовой. Сын Божий, пришедши на землю, чтобы спасти людей своих, сначала сделался Агнцем, вземлющим грехи мира… из агнчества дошел до пастырства». В этих замечательных словах свт. Димитрия Ростовского особенной глубиной отличаются последние, уподобляющие пастыря одновременно и овце и агнцу. Дело подготовления к священству освещается новым светом, в котором тонут все только что указанные признаки созревания человека к пастырскому званию. Требуется и нечто большее: принесение себя в жертву, «агнечество». Подвиг мученичества, вот что сознательно и намеренно должен принять в свое сердце каждый будущий священник, как сердцевину своего предстоящего делания. Двойное распятие должен он быть готов понести, не только общехристианское, но и особое, пастырское. Ведь он, будучи рукоположен, принимает особый дар или «залог, о немже он истязан имать быти в день Страшного Суда» (Слова после хиротонии при вручении ставленнику частицы Св. Агнца). Эта огромная ответственность становится для священника его оправданием на Страшном Суде или осуждением, ведь священник своим примером приводит людей в Церковь и помогает им достигнуть совершенства или, что гораздо страшнее, развращает людей.

Об этом говорит сам Господь: «А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах» (Ин. 10.13).  Такое наемническое состояние души появляется из разных факторов, это быть может не совсем правильное представление о священстве, а может и искание лишь земных благ и денег, а всего естественнее охлаждение даже искреннего пастыря, не ведущего борьбы с грехом. Наемническое настроение проявляется в искании от паствы одних вознаграждений и материальных выгод. Для таковых словесные овцы – предмет чуждый. Они не знают лично своих пасомых, не участвуют в их радости и горе, а при опасностях для себя бегут от стада без оглядки. Наемник – чужой человек овцам, отвергся благодати хиротонии и поставил себя в отрицательное отношение к ее воздействию. Из-за того он утратил и всепоглощающую любовь к пасомым.

Бесчисленные изречения святых отцов о священстве встречал каждый из нас. Святые бегали греха, как чего-то противоестественного, и поэтому в их поучениях они остерегают людей, даже благочестивых, от священства, потому что это огромная ответственность. Всем известным примером является прав. Иоанн Кронштадтский, вот что он пишет: «Чрез священство грешные люди примиряются с Богом, с Которым бывают постоянно во вражде чрез грех, и становятся братьями Самого Христа и сынами Божиими… Таким образом священство Церкви Православной по своему характеру есть служение величайшее, и на Земле – пренебесное, святейшее, жизнерадостное и всеосвящающее; служение священническое есть посредничество между Творцом и тварью». «Духа не угашайте [1 Сол. 5, 19], говорит Слово Божие. Помни это всякий христианин, особенно священник и наставник. Особенно нам нужно всегда гореть духом при нашем высоком служении Богу и человечеству. Как мы много сделали бы для Бога, для людей и для себя, если бы с верою и любовью, с усердием и горячностью занимались своим делом, и как мало, сухо, бесплодно будет наше делание, когда мы станем заниматься вяло, лениво, с холодностью, без всякого усердия и энергии! В великом ответе будем пред Богом и за себя, и за вверенных нашему попечению.

Весьма поучительный и в то же время страшный пример находим в житии преподобного Симеона Нового Богослова. В момент его священнической хиротонии, «когда архиерей произносил молитву над головой его, а он стоял на коленях, он увидел Духа Святого, Который сошел, как некий простой и безвидный свет, и осенил всесвятую его голову; и схождение этого света он видел всегда, когда служил Литургию, во все сорок восемь лет своего священства». Вот чего сподобился священнослужитель!

Братия, давайте же стремиться к тому, чтобы каждый, кто выбрал путь священства, нес этот крест с терпением и всем подавал пример в добродетелях.

Аминь!

Воспитанник Калужской духовной семинарии Иоанн Есин