Выступление епископа Серафима на конференции «Древние монашеские традиции и современность»

Выступление викария Калужской епархии, епископа Тарусского Серафима (Савостьянова) на конференции «Древние монашеские традиции и современность».

г. Малоярославец, 28 сентября 2017 г.

Современное монашество на Святой Горе Афон гораздо ближе к идеалу монашества, о котором рассказывается в святоотеческих книгах, чем современное монашество в Русской Православной Церкви. В этом убеждается каждый, кто хоть однажды совершил паломничество на Афон. В это удивительное место на нашей планете, где в уединении от соблазнов современного мира, созерцая красоту нерукотворного окружения, десятки, сотни и даже тысячи монахов непрестанно молятся о спасении своих душ, а также за весь мир.

Выдающийся наш современник, русский православный писатель Владимир Николаевич Крупин называет Афон «сердцем и душой Православия», потому что на Афоне особенно чувствуется присутствие Божие. После храма Гроба Господня в Иерусалиме – это главное место в мире. Почему? Спрашивает писатель и сам же отвечает. «Если бы не молитвы Афона, мир давно провалился бы в чёрные дыры безбожия. И приехать сюда можно только с единственной целью – помолиться Богу».

На Афоне ни на мгновение не прерывалась молитва независимо от сотрясающих человечество политических, экономических и военных катаклизмов.

По милости Господа и мне довелось неоднократно побывать на Афоне, где, поразившись близости афонских старцев к идеалу монашества, молился в этом удивительном месте и ощутил в своём сердце радость и умиротворение. Не берусь словами описать свои чувства и своё состояние, думаю, что следовало бы каждому монаху лично почувствовать это и пережить.

До сих пор размышляю над вопросом о том, насколько необходимо каждому посещающему это удивительное место восхождение на Святую Гору. Насколько ценно само по себе преодоление трудного пути восхождения? Но это отдельная тема и в будущем может быть мною представлена докладом. Сегодня же поделюсь со всеми вами теми отличиями, которые реально существуют между монашеством в Русской Православной Церкви и монашеством на Святой Горе Афон. Эти отличия мною увидены и осмыслены.

Назову девять таких отличий: простота жизни монахов; природа Афона; отсутствие женщин; многообразие культур в Православии при единстве содержания в круге богослужений и неизменности принесения Безкровной Жертвы; ночные богослужения, устав которых ближе к традиции; единоначалие в управлении монастырём (духовная и административная); традиция погребения; обилие мощей в монастырях; ощутимая вера в Божий промысел и заступничество Божией Матери (на все вопросы и недоумения ответ один: «Богородица»).

Остановлюсь подробнее на каждом из названных отличий.

1.​ Простота жизни монахов.

Справедливости ради следует отметить, что лишь небольшая часть Святой Горы не подвержена духу времени. Там нет автомобильных дорог, нет центрального отопления келий, местами нет электричества. В таких местах жизнь и послушания монахов трудны физически, но благодатны для умного делания.

2.​ Природа Афона.

В целом средиземноморский климат существенно теплее и комфортнее для человека. Поэтому древние подвижники (а может быть и наши современники!) могли позволить себе настоящее пустынножительство. Келии строились из самых простых материалов, а временами заменялись пещерами. Питаться можно выращивая оливки и овощи.

3.​ Отсутствие женщин.

Это отличие понимаешь, когда попадаешь после пятидневного пребывания в монашеской республике в город Уранополис.

4.​ Многообразие культур в Православии при единстве содержания в круге богослужений и неизменности принесения Безкровной Жертвы.

За день можно объехать все монастыри, в которых разные народности (русские, греки, болгары, румыны, сербы, греки и т.д.) служат один и тот же круг богослужений на разных языках. Везде разнообразие традиций, присущих именно конкретной народности, но все, что связано с принесением Безкровной Жертвы – неизменно.

Не могу здесь не упомянуть о праздничной вечерне на Пасху – у нас, в России, эта вечерня первого дня Пасхи. На Востоке это называют «Второе воскресение». Об этой службе вспоминает русский религиозный философ, профессиональный дипломат, много раз по долгу службы посещавший Святую Гору Афон, писатель Константин Николаевич Леонтьев. Про него решил сказать потому, что он родился в селе Кудиново Мещовского уезда Калужской губернии, принял тайный постриг с именем Климент, похоронен в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. Так вот, Константин Николаевич вспоминает, что на эту службу собирается очень много людей. Почему? Потому что за этой службой, не слишком продолжительной и совершающейся в очень удобное время дня, происходит – чтение Евангелия на разных языках. Известно, что на эту вечерню положено читать то Евангелие от Иоанна, в котором повествуется о втором явлении воскресшего Спасителя всем собравшимся ученикам, за исключением апостола Фомы, который, возвратясь потом, впал в сомнение и сказал, что он не поверит этому до тех пор, пока не вложит пальцев своих в раны Христа. В одном из греческих изданий 1870 года в Константинополе помещены субботняя служба у Плащаницы, последование часов Великой субботы и двенадцать Евангелий на разных языках именно для этой Пасхальной вечерни. Первым, разумеется, в греческом издании поставлено обыкновенное Евангелие на греческом языке. Потом следует то же место (о втором явлении собранным ученикам) в эллинских стихах (героическим гекзаметром, как сказано в книжке); третьим идет ямбическое греческое переложение того же; дальше — по-“славянорусски” (“славороссисти”), потом на новоболгарском языке, дальше по-албански, по-латыни, по-итальянски, по-французски, по-арабски, по-турецки и по-армянски.

5.​ Ночные богослужения.

На Афоне устав богослужения ближе к традиции: вечером служится вечерня и повечерие с акафистом. А утреня с Литургией служатся с 3-4 часов ночи. И возглас на утрене «Слава Тебе, показавшему нам свет!» возглашается с первым лучом солнца. Это сильно впечатляет, потому что физическое явление подтверждает Божественный замысел смены ночи и дня: тьмы и света.

6.​ Единоначалие в управлении монастырём.

Соединение духовной и административной власти в руках игумена монастыря. Игумен даёт послушания монахам, следит за их исполнением и в то же время зорко следит за духовным ростом вверенных ему монахов. Причем духовное ставится на первое место, а устав – лишь вспомогательное средство. На это отличие не раз указывали нам старцы Святой Горы, как они считают, недостаток монашества Русской Церкви.

7.​ Традиция погребения.

В то время как у нас признаком святой жизни являются нетленные мощи, на Афоне наоборот. Тело монаха после смерти закапывается. Братия молятся о нём сугубо и через три года достаются останки. В идеале плоть должна истлеть, а кости приобрести маслянисто-коричневый цвет. Это является знаком, что монах угодил Богу своей жизнью.

Помню один случай, когда в 1993 году, посещая Святую Гору Афон, братия мне рассказывали, как один брат их монастыря был подвержен страсти сребролюбия. Настолько эта страсть укоренилась в нём, что перед смертью, чувствуя её приближение, он никак не мог расстаться с деньгами, которые сберёг себе неизвестно для чего. И тогда он решился на безумный поступок — взял и все деньги проглотил, чтобы они никому не достались. Как же об этом узнали в монастыре? По афонской традиции, как мною было отмечено, человека хоронят, усердно молятся за него, а через три года раскапывают: если тело истлело, остались только косточки — то это означает, что грехи прощены этому человеку. Косточки помещают в костницу, освободив тем самым участок земли для захоронения другого человека. Если же тело не истлело, значит, человек грешен, и тогда снова его закапывают и снова три года за него молятся усиленно.

Так и за этого брата молились три года. Раскопали его — он не истлел. Снова его закопали, опять молились за него три года. Опять раскопали — опять не истлел. Третий раз закопали его, еще три года молились за него. На девятый год раскопали – опять не истлел.

Братия были в недоумении: вроде бы видимо он не совершал таких серьезных грехов в своей жизни, чтобы молитва их не была Господом услышана. И тут нечаянно у одного из братии из рук выпала лопата прямо на тело умершего. Лопата рассекла ему живот, и оттуда высыпались монеты, которые он собирал всю свою жизнь. Поняв, в чем дело, братия собрали эти монеты и раздали их нуждающимся людям.

Вновь брата похоронили, три года за него усиленно молились, просили Бога, чтобы Господь простил ему этот грех. Когда на двенадцатый год они его раскопали, то наконец-то увидели, что тело его истлело, остались одни косточки. Омыв их розовой водой с вином, они переложили их в костницу.

8.​ Обилие мощей в монастырях.

Сравнительно спокойная многовековая история монастырей позволила скопить огромное количество мощей. Перед паломниками предстаёт вся история Церкви в мощах: кости апостолов и святых, преподобных и мучеников покоятся в драгоценных окладах и выставляются для поклонения и лобызания паломникам. Это впечатляет и вызывает особое чувство благоговения.

9.​ Ощутимая вера в Божий промысел и заступничество Божией Матери.

Один знакомый схимонах на все вопросы и недоумения отвечает «Богородица», имея ввиду, что всё находится в руках Божией Матери. Эта живая вера в заступничество Матери Божией сквозит в каждом действии афонских монахов и направляет все их действия.

Из всего вышесказанного следует, что монахам полезно хотя бы раз побывать на Афоне для того, чтобы прикоснуться к идеалу монашества и пережить чувство первооткрывателя. Ведь сколько бы мы ни читали, ни смотрели фильмы, ни слушали рассказы – ни что это не способно заменить тот уникальный личный религиозный опыт, который приобретается при посещении Афона. Именно там открываются новые горизонты жизни, потому что по молитве Господь очищает твою душу.

Среди святых отцов наиболее близок к нам по времени преподобный Силуан Афонский. Он вразумляет нас такими словами: «Душа, теряя смирение, теряет вместе с ним и благодать и любовь к Богу, и тогда угасает пламенная молитва. Но когда душа успокоится от страстей и стяжает смирение, тогда Господь даёт ей Свою благодать, и молится тогда она за врагов, как за самого себя. И за весь мир молится с горючими слезами».

Обращаюсь к монашествующей братии словами апостола Павла: «Вы – сыны Божии через веру во Христа Иисуса» (Гал.: 3,26). Поэтому найдите же в себе силы и решимость в столь непростое время посетить Святую Гору. Посетить этот Удел Пресвятой Богородицы, в котором как нигде в другом месте ум и сердце человека освобождаются от всего мирского для свободной и горячей молитвы.