«Христос – единственное лекарство от смерти»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе, отцы, братья и сёстры!

Российский ученый, непререкаемый в мировой науке авторитет Карл Эрнст фон Бэр,  за 30 лет до Дарвина доказавший несостоятельность эволюции человека от обезьяны путем случайных мутаций сделал вывод, что вся история существования Земли есть ничто иное, как победа духа над материей, в которой маленькие, подвижные, а самое главное – душевные и духовные существа постепенно одерживали победу над существами материальными (более массивными и неповоротливыми существами с ярко развитыми вегетативными составляющими).

И особенно этот процесс ускорился, когда на арену истории выступил человек. Он покорил все вокруг своими интеллектуальными и душевными силами, и природе не осталось ничего, кроме как стать ему в услужение. История развития человечества – это история постепенной победы духа над материей. И это заметно, если хорошенько оглянуться назад, даже на время нашей жизни. Ведь, допустим, 20, 30, 40 лет назад наше тело было не нашим. Вернее нашим, но совершенно не тем, которое сейчас на нас. Ведь мы так коллосально изменились с момента рождения, что ничего в теле не указывает, что мы – это мы. Не осталось ни одного прежнего атома! Ни одной малейшей частицы. Все изменилось и заменилось. Но все же 30 лет назад и сейчас – это те же самые мы, которые стоим здесь. “Мы” это потому, что дух в нас тот же. Тело меняется. Оно уходит, но дух… дух остается. И этот закон будет соблюдаться и дальше, когда нам придется полностью расстаться с телом. Это ли не частное, личностное доказательство того, что история существования живого на земле, и каждого человека в частности, есть постепенная победа духа над материей?! Вернее – что именно так должно быть. Должно быть в жизни каждого.

Должно быть, но этого нет!

Все мы строим рай на земле, подобно утопистам, коммунистам, капиталистам и прочим -истам. Но возможен ли он? Святитель Николай Сербский рассказывал, что на встрече коммунистической партии говорили, что Христос почти за 2000 лет не сдержал слово и не построил рая. А они (коммунисты) его скоро построят. Но тут одна вдова, недавно похоронившая сына, спросила оратора: – А можете ли вы мне вернуть сына?… Новые “спасители мира” ответили: – Этого никто не может. Мы строим рай для живых, потому что мертвых уже нет.  На что бедная, но честная женщина, ответила: – Рай, который вы создадите на земле, будет для меня адом, потому что мой сын умер.

В Библии Господь предлагает два пути: путь жизни и путь смерти. Первый путь предполагает соединение с Богом в вечном бытии. Второй – путь к скотскому существованию в законах материи. Бог сотворил нас ни смертными, ни бессмертными. К чему мы тянемся, тем и становимся. Мы не можем полностью умереть и исчезнуть, так как в душе есть неизживаемая сила и протяженность в жизнь, но нет в нас самодостаточного источника жизни, который позволит нам вечно сущестовать, и ни от кого не зависеть. С самого рождения мы идем по пути, от которого зависим. С самого начала нам предоставлен выбор: пойти за невидимым, идеальным, божественным; или «удовлетвориться» материальным, актуальным, земным.

Пока в обществе преобладает явная тяга ко второму: земному, мирскому.

В Евангелии Христос нередко обличает привязанность к этому миру: Какая польза, если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16:,26; Лк. 19:26), Отдай Кесарю – кесарево, а Божие – Богови (Мк. 12:17), Душа – больше пищи, а тело – одежды (Лк. 12:23), Царство Мое не от мира сего (Ин. 18:36).

Вы никогда не задумывались, почему Христос, который является и в прямом и в переносном смысле воплощением Любви, призывает нас не привязываться к миру, который Сам же, между прочим и создал?!

Разве Он не хочет, чтобы мы были счастливы и здесь, на земле, и на небе. Хочет! Именно поэтому и предостерегает. Он дальновиднее нас, и знает, какое чудовищное разочарование нас так или иначе, но непременно и обязательно ждет. Всех! Каждого!

Мы можем здесь многое. Мало что нам действительно недоступно. Но есть то, что нам совершенно не подвластно…

Давным давно, когда великий Чингисхан вошел в завоеванный Пекин, к нему привели мудреца. И славный правитель спросил его лишь об одном: «Есть ли у тебя лекарство от смерти?» Властный, непобедимый, всемогущий хан чуть ли не половины земного шара не мог решить найти это лекарство. Проблема смерти и ему была неподвластна. А что говорить о нас, которые утопают в ничтожных бытовых проблемках, которые нам не всегда удается решить?!

Сколько могучих владык

Беспощадных, не ведавших страха,

Ныне ушло без следа –

Горсткой ветром влекомого праха!

 

Вы знаете, что Британская библиотека и библиотека конгресса США – самые большие в мире. Около 150 миллионов экземпляров в каждой. Если бы мы обладали волшебной силой и повелели: «Раскройтесь те книги, которые знают лекарства от смерти» – все тонны книг остались бы лежать неподвижными. Все… кроме одной. Одной, которая меньше тысячной доли своих комментариев и сотен тысяч языческих тантр и мантр. Только одна эта книжка могла бы ответить утвердительно: «Да, я знаю лекарство от смерти»:

– Иисусе наставниче, дочь моя умирает. Есть ли у тебя лекарство от смерти?

– Иисусе, Сыне Давидов, дочь моя единственная умирает. Есть ли у тебя лекарство от смерти?

– Иисусе, Сыне Божий, брат наш умер. Есть ли у тебя лекарство от смерти?

– Не бойся. Токмо веруй (Мк. 5:36).

Для людей смерть – полновластная хозяйка жизни. Для людей… Но не для Бога! Господь имеет власть жизни и смерти (Прем. 16-13). Я умершвляю и оживляю, говорит Господь (Втор. 32-39).

В Вифании Господь воскресил Лазаря, друга своего. Когда Спаситель вошел в селение, Марфа сказала ему: Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус ей ответил: Воскреснет брат твой.  И Марфа говорит: знаю, что воскреснет, в последний день. Он сказал ей: Я есть воскресение и Жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет.

Но как же Христос победил смерть и даровал жизнь, если люди умирают? Всякий, входящий в жизнь через материнскую утробу, уходит из жизни через гроб. Таков закон бытия. И от него не уйти. Но для нас, умирающих во Христе, смерть является не мрачной бездной, а рождением в новую жизнь. Гроб для нас не вечная темница, а врата в лучший мир. Гроб теперь –лишь последняя, но необходимая, преграда перед встречей с Творцом и Отцом нашим. И эта преграда тонка. Потому-то апостол Павел и восклицает: Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (Флп. 1:21). Различие между смертью до Воскресения и после него такое же, как различие между страшным пожаром в доме инвалидов и пламенем свечи.

Часто нас обвиняют в жестокости. Многие возмущаются: как же так? Вне Церкви, вне Христа нет спасения, нет жизни вечной? Мы знаем, что вокруг, во всем мире, в космосе разлита смерть. Мы не можем обойти ее стороной и куда бы не отправились, чтобы ни делали – никак не можем ее победить или избежать. Господь дал нам лекарство от смерти. Бог стал человеком, жил, учил, исцелял, страдал и в итоге – ВОСКРЕС. Воскрес и послал Духа Своего Святаго на апостолов в день Пятидесятницы, в день рождения Церкви, дал власть вязать и решить, обещая, что всегда пребудет с Церковью и врата ада не одолеют ее.

А еще Он ясно, твердо и неоднократно говорил:

Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий (Ин. 6:27)… Хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру (Ин. 6:33). Я есмь хлеб жизни… Отцы ваши ели в пустыне манну и умерли…Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет… хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… если не будете есть Плоти Сына Человеческого  и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6:48-58).

Он говорил о Причастии. А Причастие есть только в Церкви.

Так жесток ли врач, который говорит, что без лекарства выжить невозможно? Так жестоки ли христиане, знающие, что без лекарства Чаши Жизни Христовой выжить человек не может?!

В Причастии мы принимаем Воскресшую, Пасхальную плоть Христа. Путь исцеления состоит  в том, что Христос в Себе, в своей Божественной Личности исцелил воспринятую природу человека и ее, уже обновленную и вылеченную, дает нам в Причастии, чтобы через исцеление самой природы исцелить и каждую личность.

Первым воскреснув из мертвых, Христос становится Воскресителем всех умерших. Вот почему в пасхальном приветствии звучат слова: “Христос Воскресе! Воистину Воскресе!”. В них содержится вся сущность нашей веры и жизни во времени и в вечности. Это – основание и смысл нашего существования.

И только в том случае, если мы выберем жизнь со Христом, устремленную в вечность; жизнь со Христом, наполненную любовью к людям; жизнь со Христом в соединении с Его Духом в Таинстве Евхаристии, то только тогда мы сможем отвергнуть материю и позволим духу победить. Победить заклятого врага жизни нашей – смерть.

Ведь есть у нас лекарство от смерти, которое не смог отыскать ни Чингисхан, ни коммунисты, ни философы; ни вообще кто-нибудь без Бога. И это лекарство – Христос.

Ведь Христос Воскрес. Воистину Воскрес!

Аминь!

Воспитанник 5-го курса Калужской духовной семинарии Марк Хланта