«Зависть – мучительная страсть»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Отцы и братья, сегодня  в моей проповеди я буду говорить о зависти. Каждая греховная страсть, будь это гордость или сребролюбие, блуд или гнев, зависть или отчаяние – находит своё начало в греховных помыслах. Появившийся помысел в человеке, подобно смертоносной болезни в живом организме, начинает проявлять себя и развиваться, овладевая душой человека.

Одним из гнилых человеческих пороков  является зависть. Святитель Тихон Задонский говорил своим духовным чадам: «Мучительная страсть! В прочих грехах какая-нибудь, хотя мнимая, сласть есть, а завистливый грешит, купно и мучится». Зависть – это плод собственной нереализованной алчности.

Св. прп. Исаак Сирин говорит так: «Обретый зависть обретёт с нею и дьявола». Человек, который поражён грехом зависти, не способен к христианской жизни, в его сердце отсутствует любовь к Богу и ближнему, его душу разрушает этот страшный порок.

Человек завистливый лишает себя разума. В душе, где поселилась зависть – нет любви. Свт. Василий Великий, размышляя об этом состоянии души, говорил: «Зависть есть скорбь по благополучию ближнего». Здесь уместно привести пример из Ветхого Завета, а именно убийство Каином своего брата Авеля. Что могло побудить его на этот страшный шаг – братоубийство? Каин и Авель были братьями, а родители их были Адам и Ева. После грехопадения они не могли общаться с Богом свободно как в Эдеме, и поэтому первые люди стали возводить жертвенники, на которые клали плоды своих трудов и молились Богу. Каин занимался земледелием, а  Авель пас овец.  Жертвы Каина Бог не  принимал, а именно развеивал дым от его жертвенника по земле, когда напротив дым от жертвы брата его возносился к небу. Из-за   гордости Каина, страшная зависть поселилась в душе его. Он, выбрав удобный момент, убивает  своего брата Авеля в поле.

Здесь можно сделать вывод, что гордый человек подобно Каину не может смириться с тем чувством, что кто-то превосходит его в уме, достатке, красоте и т.д. И если для гордеца – он в центре мира, то кто может занять его место? Но только когда появляется тот, кто успешней и значительней, вызывает у человека, охваченным пороком гордости, глубокую боль, которую причиняет зависть.

Когда Господь наш Иисус Христос начал свою проповедь, авторитет фарисеев и книжников  стал падать. Они постоянно твердили о формальных вещах – следовать традиции и преданию старцев.  А Господь учил, что главное – чтить и поклонятся Богу в сердце своём. Эти гордые вожди народа видели, что за Христом идут тысячи людей, а от них отходят.  У фарисеев и книжников возникла сильная зависть против Господа. Они сознавали, что пока Христос жив, их учение не будит иметь силы. И здесь у них зародилась страшная мысль – предать Его смерти.

Надо запомнить – что зависть к добру не ведёт. За недовольство своим положением, ангел Денница позавидовал Богу и был низвержен с неба в пропасть. Из-за зависти книжников и фарисеев был распят Господь наш Иисус Христос.

Благо человеку, который стремится избавиться от чувства зависти. Господь  указывает путь исправления и избавления от  порока, а именно: искренее покаяние, осознание своей немощи, мужество и решимость не действовать по влечению страстей, а  также осознание того момента, что все люди чада Божии, со своими особенностями и отличиями. Это поможет воспитать уважение к ближним. Зависть никогда не даёт возможность полюбить людей, значит – зависть преграда к исполнению главной заповеди христианства – о любви к Богу и ближним.

Отцы и братья! Если бы в нашей жизни отсутствовала зависть, то тишина, умиротворение, благополучие окружали бы нас. Возможность сделать доброе дело ближним встречалась бы сердечной радостью. Но где зависть, там разруха и запустение. Завистник подобно разбойнику разрушает благосостояние человека и только тогда он успокаивается, когда приобретает то, что желает. Для нас, православных, главное благо – блага Царствия Небесного, которые мы можем достичь, живя по заповедям Божиим, а почёт, деньги, успех – это тленное и преходящее, что не должно порождать у нас зависть.

Аминь!

 

Воспитанник 3-го курса КДС Александр Байрамов