Жестокосердие как один из видов гордости

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

    Возлюбленные во Христе, Дорогие отцы и братья! В тексте Священного Писания упоминается такой грех, как жестокосердие. Так давайте же разберёмся, что это за грех.

Само слово жестокосердие происходит от двух простых – жестокое сердце. Что мы понимаем под этими словами?

Мы говорим, что у человека жестокое сердце, когда он равнодушен к проблемам и трудностям ближнего. Ведь в последнее время отговорки «это не моё дело», «это твои проблемы» и подобные им, превратились в норму отношений у православных христиан. И здесь уже возникает противоречие: можем ли мы называть себя православными христианами, имея жестокое сердце?

Апостол Павел в послании к гагатам пишет: «Тяготы друг друга носите, и тако исполните Закон Христов» (Гал. 6; 2). Своим жестокосердием мы не только не соблюдаем Закон, который нам даровал Христос для спасения своей души, мы оскорбляем Его, называя себя христианами.

На Тайной Вечери Иисус Христос сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» (Ин. 13; 34-35). А разве имеем мы ту самую любовь, к которой призывает нас Господь? Конечно, нет. Поэтому нашу веру ничем иным как лицемерием назвать нельзя.

Но от чего же появляется жестокосердие?

Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Жестокосердие рождается иногда от пресыщения, иногда от бесчувствия, иногда от пристрастия». Если кто-то нас оскорбил, обвинил в чём-то, то обида может глубоко засесть в нашем сердце. Мы уже не захотим кому-то помогать, прощать, а у некоторых может и появиться желание отомстить. Жажда справедливости может помрачить наш разум, и грех овладеет нами. Но в таких ситуациях стоит вспоминать Господа нашего Иисуса Христа. Был ли Он жестокосердным? Для ответа на этот вопрос стоит обратиться к Священному Писанию. Когда самаряне не приняли Господа в своём селении, Иоанн и Иаков сказали Христу: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» (Лк. 9; 54). Но захотел ли той справедливости Господь, которой так яростно добивались Его ученики? Нет! Господь ответил им: «ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9; 56). Вы только представьте, люди не приняли Господа, великого Творца и Судию! Но Господь не хотел, чтобы кто-то погиб, Он пришёл спасти каждого из нас, потому и остановил своих учеников. А как поступаем мы? Обижаясь на кого-либо, мы ставим себя выше Бога, уподобляясь падшему ангелу. Разве мы такие великие, что не можем простить что-то своему ближнему, когда Господь способен простить абсолютно всё? А ведь в Евангелии сказано, что каждый должнен прощать до 77 раз. Но это число не стоит понимать буквально и считать каждый раз, когда мы кого-то прощаем, оно означает бесконечное множество. Потому как мы прощаем, так простятся и нам наши прегрешения.

«Дерзость, любопрение, самомнение, презрение брата, попрание совести и то, если кто, огорчив и смутив брата, говорит: какое мне дело до него? — все эти признаки обнаруживают жестокосердие», — говорит прп. Исаия Отшельник. Обнаружив в себе эти признаки, нужно сразу же принести покаяние, дабы не впасть в больший грех.

Вероятно, кому-то может показаться, что этот грех не так велик и опасен. Но это далеко не так. В притче о богаче и Лазаре мы видим, как велико было жестокосердие богача. Он пировал каждый день, когда бедный Лазарь питался крошками хлеба, подавшими с его стола. Богач был равнодушен к положению Лазаря, его вовсе не интересовала судьба какого-то бедняка. Но вот они умирают. И что мы видим? Как же велики страдания богача, и как же велико воздаяние Лазарю за его страдания! Увидев Авраама, некогда одевающийся в порфиру, просил у ветхозаветного патриарха не еды или питья, он попросил, чтобы Лазарь хотя бы палец обмакнул в воду и коснулся его языка. Но богач в том мире уже не был вельможей, потому не мог рассчитывать на прежнюю счастливую жизнь. Этой притчей Господь показывает, что ждёт человека, если тот будет жестокосердным к людям.

Но мало, кто знает, что жестокосердие связано с гордыней. Более того, жестокосердие является одним из её видов. Как только у большинства людей появляется причина для гордыни: деньги, положение в обществе, высокое звание, власть — его сердце сразу же становится бесчувственным, а действия несправедливыми. Любовь к тем людям, которые раньше были так близки, уходит на задний план, и появляется презрение к ним.

Человек,  имеющий жестокое сердце,  может не только быть ожесточённым на ближнего, но и потерять потребность в общении с Богом. Люди с таким грехом могут очень быстро потерять ту невидимую нить, связывающую их с Творцом. Человек, который полностью во власти этого греха, сначала будет просить справедливости и возмездия  у Господа, а потом может зайти всё слишком далеко — во всех своих бедах человек будет обвинять Бога. И вот здесь гордыня сыграет свою коварную роль: она будет мешать покаянию, в то время как человек полностью отойдёт от Христа.

Дорогие братья! Очень важно, чтобы у каждого из нас не было жестокосердия по отношению друг к другу. Живя в этих стенах, мы все связаны одной невидимой нитью. Обиды, раздоры, недомолвки-всё это от жестокосердия. Мы должны быть одним целым, а не разбиваться на множество мелких групп.

Так давайте же, Отцы и братья, умягчим свои сердца по отношению друг к другу и нашим ближним, чтобы между нами была та братская любовь, которой научил Христос Своих учеников. Отсечём от себя искушения бесовские, дабы не впасть в гордыню и не отойти от Бога. Да поможет нам в этом Господь Иисус Христос с Пречистой Матерью и всеми святыми. Аминь!

воспитанник II курса

Прохоров Олег